Программы
В каждом бизнесе есть свои цели, но не каждый предприниматель точно знает, как их достигнуть. Ответ на этот вопрос – операционный менеджмент. Это не просто набор инструментов и методик — это искусство превращения хаоса в упорядоченную систему, способную адаптироваться к вызовам времени и приносить стабильную прибыль. От того, насколько хорошо вы владеете этим искусством, зависит не только текущая эффективность компании, но и её способность к долгосрочному росту.
Что такое умная операционка и зачем она нужна бизнесу, поделился в интервью преподаватель МВА USIB Артем Колинько – предприниматель, психолог, ментор собственников, эксперт в области стратегического и операционного управления.
— Для чего нужен операционный менеджмент? В чем его главная цель и задача?
Тема операционки с каждым годом становится всё актуальнее, а запросы предпринимателей – ярче, конкретнее и осознаннее. Но многие собственники до сих пор не могут совместить такие понятия, как «операционный» и «менеджмент», не понимают до конца, что это такое. При этом они очень часто говорят, что хотят «выйти из операционки». Происходит когнитивный диссонанс.
Поэтому на занятиях мы пытаемся разобраться, из чего вообще состоит операционка, что это за модель, какой она может быть, на чем строится и что на нее влияет.
Если коротко, то операционка – это система ежедневного и еженедельного функционирования компании, которая позволяет достигать выбранной стратегии.
— Почему подход «хочешь сделать хорошо, сделай сам» не работает? Чем он грозит руководителю?
Любой руководитель всегда находится в операционке. Важно то, насколько осознанно он это делает. Поэтому стоит задать себе несколько вопросов: зачем мне управлять операционкой и сколько времени я готов на неё тратить?
Ответ очень ярко могут подсветить этапы жизненного цикла компании. Я, например, в своей практике наблюдал компании, которые по 10 лет работают в режиме тусовки и достигают миллиардных оборотов. Но вовлеченность собственника при этом практически стопроцентная.
Поэтому, когда говорят, что хотят выйти из операционки, часто путают это с ручным управлением. Это легко сравнить с вождением автомобиля. Водитель может сам ехать и рулить, а может пользоваться системами, которые подсказывают дорогу, техническое состояние автомобиля. Можно даже попытаться создать автопилот для своей компании. Но пока на наших дорогах мы не видим автомобили без водителей, так и в бизнесе это сделать очень сложно.
Гораздо эффективнее периодически освобождаться от разных задач, делегировать их более грамотным специалистам. Многие собственники боятся передавать ответственность, считают, что все воры, негодяи и обманщики, или что люди встанут и уйдут. Такие управленцы скорее всего имеют какие-то внутренние ограничения, с которыми мы как раз работаем на MBA.
— В какой момент стоит серьёзно задуматься о грамотном операционном управлении? Как долго компания сможет прожить без него?
Думать про операционку нужно всегда. Это как думать о своём питании. Пока у тебя все нормально со здоровьем, ты не так много времени и сил тратишь на анализ своего рациона. С возрастом, с ухудшением здоровья или для достижения определенных показателей, ты тратишь больше времени и ресурсов на изучение правильного питания. Так и про операционку многие не задумываются, пока не наступит критический момент.
Можно привести пример с дыханием. Мы обычно не думаем, как дышать. Но как только человек начинает заниматься плаванием или другим видом спорта, дыхание превращается в целую науку. Собственники так же держат в голове мысли про бизнес-процессы, но не всегда вникают в них глубоко. Процессы есть всегда. Вопрос в том, вы ими управляете или они вами.
— С чего начать выстраивание операционных процессов?
В операционке есть свой парадокс. Она может как двигать вперед, так и ограничивать. Когда она не выстроена, руководителю не на что опереться, и он все время тонет. Когда операционка есть, но не соответствует жизненному циклу компании, она тоже становится якорем, который тянет вниз. Когда она построена грамотно, компания будет плыть прямо по курсу.
Можно сравнить операционку с рыцарскими доспехами, которые ограничивают твои движения, но помогают выжить, если они тебе подстать.
Поэтому важно не столько быть в операционке, сколько осознанно к ней подходить. Практика без теории приводит к недорезультатам, как и теория без практики. Поэтому надо периодически изучать примеры того, что происходит на каждом этапе жизненного цикла, читать книги, ходить на лекции, тренировать насмотренность. Часто именно необразованность приводит к краху. К сожалению, нет какой-то одной книжки, которая бы в себе содержала идеальную модель. Есть только определенные алгоритмы, которые позволяют тебе шаг за шагом прийти к цели. На мастер-классах я как раз стараюсь их подсветить, разобрать необходимый инструментарий.
— Что такое умная операционка?
Операционку можно назвать умной, когда собственник осознает, что он делает, зачем он делает, с кем он это делает и на какой результат надеется. Ты включаешь свой разум и начинаешь с горячим сердцем выстраивать свою деятельность – с опорой на определенные законы и инструменты.
Нам когда-то говорили, что наш мозг работает на 5%. Ученые доказали, что это не так. Хочется, чтобы и собственники чуть больше, чем на 5%, осознавали, что у них происходит в бизнесе. Но некоторые до сих пор боятся залазить в операционные процессы и включать свой ум для того, чтобы навести там порядок.
Операционка может быть очень интересной. При всех внешних факторах, которые могут влиять на бизнес, на скорость развития, на результативность или эффективность, внутри компании всегда есть, с чем поработать, что улучшать.
Главное, засучить рукава и начать пересобирать, оптимизировать, улучшать процессы. И когда ты видишь, как из пазлов складывается общая картина, все становится на свои места.
— Какие есть способы повышения эффективности компании с точки зрения операционного управления?
У эффективности есть несколько формул. Первая и самая простая — результат потраченных ресурсов. Теми же ресурсами, которые у тебя есть сейчас — люди, деньги, станки, оборудование, программы — ты должен получить больший результат.
Иногда достаточно приложить минимальные усилия, чтобы получить быстрый и ощутимый результат. Так работает концепция низковисящих плодов: ты подошел, дотянулся и взял, без стремянки и лишних усилий.
Бывает, что неэффективность заливается деньгами. Когда у собственника много денег, он может себе это позволить: нанять коммерческого директора, директора производства, купить дорогие станки. Но это бывает крайне редко и длится недолго. В последствии часто выясняется, что сотрудники получают выше рынка в два раза, но не достигают нужных результатов.
Стоимость бизнес-процессов легко посчитать в цифрах. Операционка в принципе про деньги, конкретику и цифры. И только так она может стать драйвером роста.
Глубже погрузиться в тему операционного менеджмента и на практике познакомиться с методами и инструментами для управления процессами внутри компании вы сможете на мастер-классе Артёма Колинько, который пройдёт в Тюмени 14 августа. Подробности и запись по ссылке