Заказать звонок


Групповые ценности. Выпуск 9

Выпуск посвящен роли групповых ценностей для бизнеса. Описана задача Лидера предприятия при работе с ценностями в компании. Приведено описание иерархии ценностей зрелых людей, которые принесут наибольший успех вашей компании.

В предыдущем выпуске: «Власть в группе»

Зачем Лидеру разбираться в структурах взаимосвязей его коллектива.
5 основных типов структур группы:

  • формальная структура;
  • функциональная структура;
  • эмоциональная (неформальная) структура;
  • коммуникативная структура;
  • экспертная структура.

 

Групповые ценности 
— это явления и идеи в группе, воплощающие в себе идеалы и выступающие, как эталон. Ценности являются «цементом» бизнеса и проекта. Даже если вы о них ничего не знаете, то они все равно существуют. Для Лидера организации импликация (выявление) правильных ценностей и фокусировка на их развитии — основная задача.

Более того, ценности самого Лидера оказывают непосредственное влияние. Лидер как бы «приписывает» организации и коллективу близкие ему самому ориентиры. В соответствии с ними приходят и остаются люди, которые разделяют обозначенный подход. И уже на основе общих коллективных ценностей формируется модель поведения и общения в компании, корпоративная культура. Под влиянием групповых ценностей формируются нормы взаимодействия между членами группы. Необходимо обеспечить соответствие групповых ценностей и философии компании, организационной технологии, уровню профессионализма персонала. В случае совместимости «мелодия как от сыгранного оркестра» и динамика работы только ускоряется. Лидерским навыкам формирования «сыгранного» коллектива и «дирижирования» вы можете обучиться на программе MBA Психология. 

Любой человек подвержен влиянию биологических и психологических циклов. Ценности формируются в ходе прохождения личностью циклов своего развития. Ключевую роль в иерархии ценностей Лидера играет духовный цикл. С этой точки зрения Лидер рассматривается как мудрец, зрелая личность, стремящаяся реализовать высшие ценности.

 

Иерархия ценностей зрелого человека: 

  1. Самое важное — это жизнь. «Я люблю жить, я хочу жить, я живу и защищаю свою жизнь».
  2. Мое дело, мои способности и самореализация, смысл жизни. То, для чего я живу и развиваюсь.
  3. Отношения. Прежде всего, я — личность. Я устанавливаю отношения с другой личностью. Я способен что-то дать другому человеку, если я его люблю или дружу с ним.
  4. Власть (возможность немедленного действия) — это наличие социального тела, возможность действовать в социуме. Способность вести за собой людей.
    Групповые ценности. Выпуск 9 | USIB

Иерархия ценностей незрелого человека: 

  1. Власть. В первую очередь человека интересует, на какой ступени общественной иерархии он находится. Смысл власти для такого человека искажен, она рассматривается как возможность доминирования для подтверждения собственной значимости.
  2. Отношения с другими.
  3. Жизнь и безопасность.
  4. Способности и самореализация.

Напоминаем: терминальные и инструментальные ценности 

  1. Терминальные ценности — самые важные для человека. Это то, к чему он стремится. Например, свобода, постижение смысла жизни, что-то значительное сделанное для других людей, красота искусства, материально обеспеченная жизнь, любовь, дружба, семья, здоровье.
  2. Инструментальные ценности позволяют достичь высшей цели. Это качества человека, которые расцениваются, как особо важные. Например, честность, ответственность, эффективность, доброта, терпимость, активность.

УСИБ в каждую образовательную программу закладывает два направления развития предпринимателей. Это формирование инструментальных навыков для успешного ведения бизнеса и развитие лидерского потенциала руководителя. Поэтому Урало-Сибирский Институт Бизнеса можно смело назвать институтом бизнеса и психологии.  

В рамках темы «создание эффективной команды» для Лидера, как мы уже писали в самом первом выпуске, важно найти подходящих людей. Одно из оснований подбора - ценности. Очень подробно тему «подбор сотрудников» наши студенты изучают на программе mini-MBA: Управление персоналом.

 Групповые ценности. Выпуск 9 | USIB

Совет: примерно 85% руководителей не знают миссию своего бизнеса и никогда не задумывались о ней. И хотя бизнес может существовать и без декларируемой миссии, все-таки осознанная и сформулированная суть существования того, что ты делаешь, значительно облегчает управленческую работу. Поэтому ценности организации необходимо имплицировать (выводить наружу) с учетом 10 — 15-летней перспективы. Так как ценности — это маяки, которые позволяют игнорировать «ничтожное» и ориентироваться на действительно приоритетное. Выявление ценностей группы, как правило, происходит при помощи системного анализа и конструирования бренда организации, бизнеса или проекта. 

Осторожно: к сожалению, эпоха перемен в России породила моду на негативные ценности — обман, мошенничество, воровство, невыполнение обязательств. Безусловно, ценности с отрицательным знаком есть во всех странах мира, но особенно сильно они проявляются в странах с «узким кругом социального доверия». Вообще, доверие — это основа социальной жизни и главное условие функционирования экономики. Например, деньги как социальный феномен — это ничто иное, как эквивалент социального доверия, иначе нет никого смысла тратить усилия в обмен на куски резанной бумаги. Как показывают исследования, рост социального доверия — достаточно быстро накапливаемая величина. При наличии политической воли для этого достаточно всего 10 — 15 лет. Доверие — более экономически стабильное состояние, чем недоверие. 

В следующем выпуске поговорим о групповых нормах, которые формируются на основе общих ценностных ориентиров.