Заказать звонок

Лариса Трапезникова

26 апреля 2019

Мы делили апельсин, или как мотивировать разные типы сотрудников

Лариса Трапезникова
Лариса Трапезникова

Большинство HR-специалистов единодушны во мнении: индивидуальный подход к сотрудникам гораздо эффективнее. И практика подтверждает это на 100%. Речь пойдет о пяти основных типах мотивации, которые могут быть скомбинированы в каждом человеке, но как правило, один из них доминирует.

Инструментальный или коммерческий тип мотивации

Люди данного типа хорошо управляемы, берутся за любую работу. Основная ценность для них – размер заработка. Они постоянно сравнивают свои доходы с аналогичными должностями и смежными профессиями, чувствуют сильный дискомфорт, если им кажется, что их заработок ниже среднего по рынку, чаще остальных просят повышения заработной платы.

Общеизвестно, что хорошего специалиста эффективнее переманить, чем вырастить. И многие этим пользуются. На практике, 80% людей, которые увольнялись из-за денег – инструменталы. Поэтому необходимо учитывать эти риски и всегда быть готовым к возможным ультиматумам. Это высокооплачиваемые наемники, которые постоянно ищут более щедрого работодателя.

Патриоты

Это тусовщики, люди, для которых работа удовлетворяет потребности в социализации. Для них самое важное – это коллектив или организация. И ради них они готовы на все.

Сама работа интересует их намного меньше, чем возможность потусоваться с коллегами. Главная мотивация – не «вылететь» с работы. Работники такого типа часто проводят очень много времени в комнате отдыха или в курилке. Патриоты эффективны в общественной работе, например, при организации корпоративных мероприятий.

Также патриоты могут выступать в качестве «корпоративной жилетки» – к ним можно подойти и пожаловаться на несправедливости жизни. Очевидно, что такие люди – душа коллектива, а иногда и теневые лидеры. Патриота можно использовать в качестве неформального источника информации или проводника идей. Через него легче воздействовать на коллектив.

Хозяйственники

Этот тип свойственен работникам, ориентированным не на процесс, а на результат. У них феодальное отношение к должности – готовы дать сюзерену нужный результат, но не любят, когда сверху вмешиваются в их работу. Характерная черта – очень высокая ответственность за результат. Неудачи воспринимают как личное оскорбление.

Хозяйственники – сильные лидеры, способные мотивировать и вести людей за собой. Но ненавидят любой контроль, поэтому часто скрывают информацию о текущем состоянии дел. Иногда саботируют прямые указания. Имеют собственное мнение и готовы его отстаивать – отсюда необходимость убеждения, а не жесткого руководства.

Эти люди не любят признавать ошибки – считают, что это бьет по авторитету. Очень ценят знаки внимания со стороны начальства и возможность участвовать в принятии коллективных решений. Они абсолютно равнодушны к материальным вопросам, деньги для них – всего лишь мерило результата. Как правило, таких людей либо ценят, либо они сами берут свое.

Наказывать или поощрять их материально – бесполезно, на них это не действует. Люди с хозяйским типом мотивации требуют к себе индивидуального отношения, часто переступают корпоративные правила, чем иногда вызывают недовольство коллектива. Хотя всегда авторитетны и уважаемы.

С ними категорически нельзя воевать. Если проиграешь, потеряешь авторитет. Если выиграешь, потеряешь ценного работника. В остальных случаях потеряешь время, нервы и ресурсы. Поэтому таким людям желательно все отдавать на откуп и контролировать (очень жестко!) ключевые параметры. А также стараться чаще с ними советоваться при принятии решений.

Люмпены

Сотрудники этого типа обладают очень слабой мотивацией к эффективной работе. У них низкая квалификация, и они не стремятся ее повышать. Они стараются избежать любой работы, связанной с личной ответственностью. Как правило, люмпены не проявляют никакой активности и негативно относятся к активности других.

Основное стремление – минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. В силу этих качеств они, как сотрудники, ценятся невысоко, не могут обеспечить себя своим трудом и смирился с этим!

Зато они по-своему удобны: им можно поручить работу, на которую не согласятся сотрудники других типов мотивации. Они выступают за уравнительность и чаще всего соглашаются на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше.

Люмпен чрезвычайно зависим от руководителя и принимает эту зависимость как должное. Работник с избирательной мотивацией – единственный, по отношению к которому административный стиль управления может быть эффективным, а потому оправданным.

Желаем Вам отличных сотрудников – профессиональных, результативных, творческих, инициативных!