Заказать звонок

17 мая 2019
Стратегия

Бизнес-динозавры вымирают

В декабре 2018 года я вел переговоры о построении маркетинга  и продаж в интернете с сетью салонов оптики, работающей в нескольких городах Московской области. Наёмный директор компании пришел к нам с запросом разработки сайта-визитки. Когда я спросил, для какой цели им нужен такой сайт, то получил ответ: «Ну молодежь-то в интернете вся, может, привлечём более молодую аудиторию в наш магазин».

Ребята третий год видели постепенное снижение объема продаж и связывали это с вымыванием возрастной аудитории – молодежь покупала у других. Притом, конкурентные преимущества компании были сильные: изготовление заказа за 24 часа, штат врачей-офтальмологов в каждом салоне, сертифицированные врачебные кабинеты.

Их маркетинговая модель 20 лет заключалась в простом разбрасывании листовок по почтовым ящикам с приглашением на бесплатную проверку зрения, а сайт-визитка нужен был для печати электронного адреса на листовках! Гипотеза о привлечении молодой аудитории была верная, но уверенность собственника, что напечатанная ссылка на буклетах их спасет, говорила нам об отсутствии какого-либо понимания процессов построения маркетинга в интернете.

Закрываются многие, некогда успешные компании, работающие в середине нулевых и 90-х и не адаптировавшиеся в новой реальности. Бизнес в те времена был простым затыканием повсеместного спроса из-за дефицита, возникшего после открытия границ и распада огромной страны. Можно было начинать практические любое дело и оно приносило доход. Маркетинг в условиях дефицита был не нужен и это сильно расслабило предпринимателей первой волны. У многих из них остались ресурсы, активы, связи, проверенные модели ведения бизнеса, но роста уже нет либо он очень медленный. 

Эволюционируй и управляй маркетингом в интернете! 

Предприниматели второй волны – дети рыночной экономики. Они выходят на уже состоявшиеся рынки с голодными глазами, не имея связей, активов и обгоняют титанов за счет знаний, быстрого внедрения новых технологий, эффективного управления маркетингом своего предприятия – притом электронный маркетинг часто является ключевым фактором их успеха. Они впитали пророческую фразу: «Если вашего бизнеса нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе», сказанную Биллом Гейтсом еще 20 лет назад! 

Начинайте бить тревогу, если:

  • Ваш маркетинг в интернете закончился созданием сайта.
  • Вы не понимаете, что делают ваши подрядчики по продвижению сайтов. Нет ясности, откуда приходят новые клиенты и вы не понимаете их себестоимость для компании.
  • Маркетинговый бюджет выделяется из соображений «деньги, которые не жалко потерять». 

Современный интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг это часть электронного маркетинга предприятия, направленная на увеличение прибыли за счет регулярного построения и развития коммуникативных процессов взаимоотношений с клиентами в интернете. 

Короче говоря, интернет-маркетинг работает на: 

  • Привлечение потенциальных клиентов
  • Конвертацию потенциальных клиентов в первые сделки
  • Увеличение количества повторных продаж и удержание старых клиентов.  

Бизнес-динозавры вымирают | USIB

Какими инструментами пользуются успешные предприниматели для решения этих задач? 

Осведомленность: медийная, контекстная, таргетированная реклама, работа и коллаборация с лидерами мнений в социальных сетях. 

Формирование спроса: контент-маркетинг, блоги, youTube-каналы, ведение социальных сетей, e-mail-маркетинг. 

Генерация лидов: сайты, лендинги, чат-боты, формы лидогенерации в социальных сетях. 

Переговоры и продажи: современные CRM–системы, способные автоматически сортировать клиентов, управлять умными рассылками, дожимать спецпредложениями на определенных этапах сделки. 

Повторные продажи: CRM–маркетинг, репутационный менеджмент в сети.  

За что схватиться и с чего начать? 

  1. Понять текущую ситуацию

Любое изменение должно начинаться с ясного понимания точки отсчета, относительно которой будет анализироваться итоговый результат. Маркетинг - точная наука, поймите какие данные вы можете оцифровать. Управлять развитием процесса можно только в случае понимания разницы изменений показателей в начальной и конечной точках. 

Помните: вы не управляете тем, что не можете измерить!

2. Поставьте цель, которую хотите достичь.

Разработать сайт чтоб был, попробовать рекламу в Яндексе, снять промо-видео, сделать рассылку – чтобы что?

Если нет четкой поставленной цели на сколько вы хотите увеличить конкретные показатели за определенный промежуток времени – нет смысла заморачиваться, вы их никогда не достигнете. SMART вам в помощь. 

  1. Разработайте стратегию интернет-маркетинга

Для этого нужно:

  • Проанализировать свой продукт или услугу: что вы делаете и самое важное для кого вы это делаете – на какие сегменты потребителей рассчитан ваш продукт или услуга.
  • Понять, что хочет и ожидает каждый сегмент целевой аудитории, покупая ваши товары или услуги. Понять, где обитают сегменты вашей целевой аудитории в интернете (сообщества, интересы, каналы, что могут искать и т.д.)
  • Продумать инструменты коммуникаций в сети интернет, которые помогут выйти на сегменты целевой аудитории (источники трафика). Составить несколько вариантов смыслового содержания (контента), которое может заинтересовать каждый сегмент целевой аудитории.
  • Проанализируйте активность конкурентов в сети интернет. Какие инструменты они используют, на какую целевую аудиторию работают, о чем говорят в своих рекламных материалах. 
  1. Запустите тест

20 кликов и отсутствие заявок – еще не результат. Для правильных выводов нужна накопленная статистика. Умейте проливать трафик с холодной головой. 

  1. Проанализируйте результат.

Посчитайте себестоимость клиента по каждому рекламному каналу. Рассчитайте показатель возврата инвестиций, учитывая средний чек, среднее количество покупок и средний срок жизни клиента. (Unit-экономика) 

Ключевые ошибки при внедрении интернет-маркетинга 

  1. Отдайте маркетинг в сторонние студии, не понимая основ и вы увидите, как быстро они сольют ваш маркетинговый бюджет.
  2. Наймите штатного маркетолога без собственного видения маркетинга в интернете и он будет просиживать штаны, рисуя липовые отчеты.
  3. Хватайтесь за все и сразу и ни один инструмент не будет проработан.
  4. Внедряйте маркетинговые инструменты без пошаговой стратегии и будете часто возвращаться назад и платить за переделки. 

Какие ресурсы нужны для всего этого? 

Самый важный ресурс, которым должен обладать современный предприниматель – знания. Без понимания основ интернет-маркетинга, возможностей рекламных сервисов, способов увеличения эффективности сайта и продаж, невозможно разработать эффективную стратегию маркетинга своего предприятия. 

В модуле по интернет-маркетингу я подробно раскрываю эти вопросы. Руководители организаций покидают курс с горящими глазами и ясным видением новых возможностей для роста своего бизнеса, начинают грамотно ставить задачи и контролировать подрядчиков.