Все мы разные и по характеру, и по темпераменту, но с конфликтом на работе сталкивался каждый – неважно, являлся ли его зачинщиком или был втянут в него помимо воли, пытался ли уладить или доказывал свою правоту. В конфликте и виноваты, и правы, как правило, обе стороны одновременно.
Чаще всего, конфликтные ситуации обнажают наши негативные проявления:
• Агрессия
• Обида
• Угроза
• Нездоровая конкуренция
Зачастую они возникают из-за столкновения позиций, целей, ценностей, интересов и потребностей каждого участника конфликта. Как же обернуть конфликт во благо, чтобы достичь позиции win-win, когда в выигрыше остаются оба оппонента?
Для начала – проявить стремление понять противоположную сторону, ее потребности и опасения, а затем более предметно разобраться, что на самом деле является причиной и предметом конфликта. К примеру, довольно распространенной причиной конфликта может быть результат работы с точки зрения сотрудника и его непосредственного руководителя.
Что может спровоцировать конфликт? Ряд факторов – иными словами, конфликтогенов – слов или действий, которые могут привести к конфликтной ситуации. Оскорбления, упреки, ирония, закрытие тем, советы, обобщения – все это и есть конфликтогены. Вольные или невольные зачинщики конфликтов прибегают к ним, чтобы:
- получить материальную или психологическую выгоду
- унизить кого-то, чтобы возвысить себя
- внедрить чувство вины
- внушить страх
Конфликтоген |
Способ устранения |
Почему? Почему вы постоянно опаздываете? |
Все открытые вопросы: Как получилось, что вы все время опаздываете? |
Ты/Вы: Вы сдали отчет с опозданием! |
Я – высказывание (когда я, я-эмоция, мне бы хотелось) Когда я не получаю вовремя отчет, я очень недоволен. Мне бы очень хотелось, чтобы он был сдан точно в срок. |
Не… Не нужно молчать! Я не для этого вас здесь собрал! |
Позитивные формулировки: Коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение! |
Глаголы повелительного наклонения: Помоги! Отнеси! Прочитай! |
Глаголы сослагательного наклонения: Могли бы Вы мне помочь? |
Оценки (хорошо/плохо) Работа выполнена из рук вон плохо! |
Я-эмоция: Я разочарован тем, что работа выполнена c низким качеством. |
… , но: Идея хорошая, но не приведет к желаемому результату. |
…, и: Идея хорошая, и если бы вы предложили ее раньше, результат не заставил себя долго ждать. |
Таким образом, конструктивные формулировки высказываний, в большинстве случаев, помогут избежать конфликтных ситуаций или существенно затормозить их развитие.
Конечно, без конфликтов, пожалуй, было бы лучше. Но если так получилось, что интересы коллег все-таки столкнулись, важно обратить это столкновение во благо. Что же хорошего может дать конфликт?
• В споре часто рождаются новые идеи и проекты.
• Конструктивный конфликт – хороший способ доказать свою инициативность, а значит, и пользу для общего успеха организации.
• Конфликтуя, люди притираются друг к другу и учатся работать сообща, не наступая коллегам на больные мозоли.
• Наконец, любой конфликт – способ снять напряжение в коллективе, «выпустить пар». Главное – не перестараться.