Выпуск посвящен роли групповых ценностей для бизнеса. Описана задача Лидера предприятия при работе с ценностями в компании. Приведено описание иерархии ценностей зрелых людей, которые принесут наибольший успех вашей компании.
В предыдущем выпуске: «Власть в группе»
Зачем Лидеру разбираться в структурах взаимосвязей его коллектива.
5 основных типов структур группы:
- формальная структура;
- функциональная структура;
- эмоциональная (неформальная) структура;
- коммуникативная структура;
- экспертная структура.
Групповые ценности
— это явления и идеи в группе, воплощающие в себе идеалы и выступающие, как эталон. Ценности являются «цементом» бизнеса и проекта. Даже если вы о них ничего не знаете, то они все равно существуют. Для Лидера организации импликация (выявление) правильных ценностей и фокусировка на их развитии — основная задача.
Более того, ценности самого Лидера оказывают непосредственное влияние. Лидер как бы «приписывает» организации и коллективу близкие ему самому ориентиры. В соответствии с ними приходят и остаются люди, которые разделяют обозначенный подход. И уже на основе общих коллективных ценностей формируется модель поведения и общения в компании, корпоративная культура. Под влиянием групповых ценностей формируются нормы взаимодействия между членами группы. Необходимо обеспечить соответствие групповых ценностей и философии компании, организационной технологии, уровню профессионализма персонала. В случае совместимости «мелодия как от сыгранного оркестра» и динамика работы только ускоряется. Лидерским навыкам формирования «сыгранного» коллектива и «дирижирования» вы можете обучиться на программе MBA Психология.
Любой человек подвержен влиянию биологических и психологических циклов. Ценности формируются в ходе прохождения личностью циклов своего развития. Ключевую роль в иерархии ценностей Лидера играет духовный цикл. С этой точки зрения Лидер рассматривается как мудрец, зрелая личность, стремящаяся реализовать высшие ценности.
Иерархия ценностей зрелого человека:
- Самое важное — это жизнь. «Я люблю жить, я хочу жить, я живу и защищаю свою жизнь».
- Мое дело, мои способности и самореализация, смысл жизни. То, для чего я живу и развиваюсь.
- Отношения. Прежде всего, я — личность. Я устанавливаю отношения с другой личностью. Я способен что-то дать другому человеку, если я его люблю или дружу с ним.
-
Власть (возможность немедленного действия) — это наличие социального тела, возможность действовать в социуме. Способность вести за собой людей.
Иерархия ценностей незрелого человека:
- Власть. В первую очередь человека интересует, на какой ступени общественной иерархии он находится. Смысл власти для такого человека искажен, она рассматривается как возможность доминирования для подтверждения собственной значимости.
- Отношения с другими.
- Жизнь и безопасность.
- Способности и самореализация.
Напоминаем: терминальные и инструментальные ценности
- Терминальные ценности — самые важные для человека. Это то, к чему он стремится. Например, свобода, постижение смысла жизни, что-то значительное сделанное для других людей, красота искусства, материально обеспеченная жизнь, любовь, дружба, семья, здоровье.
- Инструментальные ценности позволяют достичь высшей цели. Это качества человека, которые расцениваются, как особо важные. Например, честность, ответственность, эффективность, доброта, терпимость, активность.
УСИБ в каждую образовательную программу закладывает два направления развития предпринимателей. Это формирование инструментальных навыков для успешного ведения бизнеса и развитие лидерского потенциала руководителя. Поэтому Урало-Сибирский Институт Бизнеса можно смело назвать институтом бизнеса и психологии.
В рамках темы «создание эффективной команды» для Лидера, как мы уже писали в самом первом выпуске, важно найти подходящих людей. Одно из оснований подбора - ценности. Очень подробно тему «подбор сотрудников» наши студенты изучают на программе mini-MBA: Управление персоналом.
Совет: примерно 85% руководителей не знают миссию своего бизнеса и никогда не задумывались о ней. И хотя бизнес может существовать и без декларируемой миссии, все-таки осознанная и сформулированная суть существования того, что ты делаешь, значительно облегчает управленческую работу. Поэтому ценности организации необходимо имплицировать (выводить наружу) с учетом 10 — 15-летней перспективы. Так как ценности — это маяки, которые позволяют игнорировать «ничтожное» и ориентироваться на действительно приоритетное. Выявление ценностей группы, как правило, происходит при помощи системного анализа и конструирования бренда организации, бизнеса или проекта.
Осторожно: к сожалению, эпоха перемен в России породила моду на негативные ценности — обман, мошенничество, воровство, невыполнение обязательств. Безусловно, ценности с отрицательным знаком есть во всех странах мира, но особенно сильно они проявляются в странах с «узким кругом социального доверия». Вообще, доверие — это основа социальной жизни и главное условие функционирования экономики. Например, деньги как социальный феномен — это ничто иное, как эквивалент социального доверия, иначе нет никого смысла тратить усилия в обмен на куски резанной бумаги. Как показывают исследования, рост социального доверия — достаточно быстро накапливаемая величина. При наличии политической воли для этого достаточно всего 10 — 15 лет. Доверие — более экономически стабильное состояние, чем недоверие.
В следующем выпуске поговорим о групповых нормах, которые формируются на основе общих ценностных ориентиров.
Если вы хотите научиться разбираться в себе и в людях, на практике решить насущные проблемы бизнеса и расширить картину мира, приглашаем вас на программы бизнес-образования в USIB: программа МВА, MBA "Бизнес-психология".