«Заклятия» подчинения: согласие, солидарность, подражание и сопричастность. Выпуск 12 | USIB

«Заклятия» подчинения: согласие, солидарность, подражание и сопричастность. Выпуск 12

Подчиняющие механизмы для группы – это согласие, солидарность, подражание и сопричастность. Статья о позитивных и опасных сторонах, а также факторах, которые усиливают «заклятия» подчинения.

В предыдущем выпуске: «Групповые эффекты: ошибки и природа человека»:

Групповые эффекты, влияющие на сотрудников:

  • Физиологический эффект;
  • Эффект маятника;
  • Эффект снежного кома или эффект волны;
  • Эффект «Мы и Они»;
  • Эффект группового фаворитизма;
  • Эффект социальной фасилитации;
  • Эффект задачи;
  • Эффект группового эгоизма;
  • Эффект группового мышления;
  • Эффект бумеранга;
  • Эффект синергии;
  • Социальная леность (эффект Рингельмана);
  • Эффект ореола.

 

Механизм влияния и подчинения в группе.  

Отдельно рассмотрим механизм влияния и подчинения в группе, который тоже можно отнести к разряду групповых эффектов. 

Проявляется он в изменении поведения индивидуума в результате реального или гипотетического давления на него со стороны группового окружения или отдельного человека, обладающего властью в группе. Эффект выражается в подчинении, внутри которого работают такие механизмы: согласие или конформизм, подражание, солидарность, сопричастность.

 

Согласие (конформизм) — присоединение к общегрупповому мнению, навязанному руководителем, лидером или большинством в группе, несмотря на наличие собственного, отличного от общего мнения. Человек соглашается и отказывается от своего мнения, потому что другие считают иначе. Он сомневается в своей правоте, в ценности своего мнения и соглашается, чтобы не быть выброшенным из группы. 

Пример негативного конформизма: студенты предлагают своему товарищу сбежать с последней пары. Он стремится хорошо учиться, ему это жизненно необходимо для выстраивания карьеры и жизни, но не желая прослыть «ботаном» и желая сохранить дружеские отношения с однокурсниками, соглашается и прогуливает занятие. 

Пример позитивного конформизма: всё, наоборот. Допустим, один не очень умный и старательный студент попадает в группу умных, стремящихся к достижениям сокурсников. Они получают пятерки и участвуют во множестве научных проектов. В общем стараются и друг другу помогают разобраться в материале. В группе модно учиться хорошо и совсем не модно быть отстающим. Попавший в такую группу студент-оболтус начнет постепенно подтягиваться в учебе. Через два-три месяца пребывания в такой группе его интеллектуальные способности вырастают. 

 

Подражание — добровольное следование групповым нормам, стереотипам группового поведения, внешним атрибутам принадлежности к группе, не понимая внутренних мотивов группы. То есть человек начинает подражать внешне, не соответствуя внутри. 

«Заклятия» подчинения: согласие, солидарность, подражание и сопричастность. Выпуск 12 | USIB

Пример: молодой предприниматель начинает курить сигару, чтобы быть похожим на известных ему великих бизнесменов. Покупает «Мерседес», часы, телефон на последние деньги. Это создает видимость успешности, в первую очередь, для самого человека: я как бы такой же богатый, как и они, такой же великий и сильный. Девушки подражают голливудским звездам. Сотрудники подражают начальнику, пытаясь его копировать. Подражание ведет человека к потере своего внутреннего «Я», отрывает от собственной уникальности и силы. О поиске своего «истинного Я» и раскрытии уникальных лидерских качеств вы можете узнать на программе MBA Психология.

 

Солидарность — подчинение, основанное на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает какое-либо действие или выражает то или иное мнение. Человек подчиняется, потому что уважает данного человека или группу, ценит их, поэтому меняет свое мнение. Например, руководитель группы принимает решение, но оно неверное или непонятное. Из уважения к руководителю, чтобы не подрывать его авторитет, подчиненный действует в соответствии с этим решением, несмотря на свое внутреннее сопротивление. За руководителем хоть в огонь, хоть в воду, хоть на край света: «Если ты ошибаешься, мы пройдем через эту ошибку вместе». 

Сопричастность — исполнение просьб или приказов других по причине их соответствия собственным взглядам или оценкам. Человек разделяет мировоззренческие позиции командующего, понимает его. Добровольно делегирует часть своей жизни Лидеру, группе, потому что считает так же. 

Пример: спортсмен слушается своего тренера, так как хочет своей победы. Члены управленческой команды подчиняются своему руководителю, так как вместе разрабатывали стратегию и решения принимали вместе, все правила оговаривали.

 

 Факторы, усиливающие механизм подчинения: 

  1. Реакция на внешнее воздействие. Чем больше людей внешне соглашаются, тем больше шансов, что оставшиеся к ним присоединятся. Но достаточно еще одного «сопротивляющегося» общему мнению, чтобы в разы снизить уровень давления группы на индивида.
  2. Двусмысленность ситуации. Склонность к подчинению возрастает пропорционально росту неопределенности и нестабильности в ситуации.
  3. Отсутствие критериев. Надежда на других, в том числе на правильность их точки зрения и позиции, возрастает, когда категории для оценки и прогнозов расплывчаты и не определены.
  4. Стереотипы. Люди стремятся сохранить свои прежние убеждения и отношения, даже если сталкиваются с необходимостью их изменить. 

Понять исинные причины поведения людей не только на работе, но и в личных взаимоотношениях. Предвидеть их действия и научиться направлять в нужное для вас русло, экологично, вы сможете на программе MBA Психология.

  

Классические эксперименты подчинения в группе 

Эксперимент №1 

Группу из семи человек попросили сравнить линии разной длины. При этом шесть участников были «подсадными утками», которые действовали по заданию экспериментатора. Единственный испытуемый столкнулся с результатом социального соглашения — прежде чем высказать свое видение, он слышал, как все остальные единодушно давали правильный или неправильный ответ. Он мог повести себя двумя способами: поддаться влиянию и согласиться с общим мнением или же отстаивать свою точку зрения (которая, как правило, была абсолютно верной). Две трети испытуемых сопротивлялись групповому влиянию, однако одна треть все же ему подчинялась.

 

Эксперимент №2 

В эксперименте использовалась световая иллюзия. Точка света в темной комнате для наблюдателя казалась движущейся. Задача для него состояла в том, чтобы оценить расстояние, на которое передвинулась точка. В первый день испытуемый проводил «измерения» самостоятельно и фиксировал полученный результат. В последующие дни к нему присоединили еще несколько участников. И изменили порядок оглашения результатов. Теперь первый испытуемый называл измерения только после вновь присоединенных участников. И изо дня в день его результаты приближались к среднему значению по группе. Исследователи сделали вывод, что в ситуации неопределенности мнение человека скорее будет совпадать с мнением большинства, то есть он будет склонен соглашаться.

 

Эксперимент №3

Настоятельно рекомендуем посмотреть старый советский документальный фильм «Я и другие». 

Выводы:

  1. Каждый третий человек — конформен, то есть меняет свое мнение на мнение большинства.
  2. Человек склонен поддаваться групповому влиянию, потомучто он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе. Онстремится избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятых норм, поддержать постоянное взаимодействие с группой.

 

В следующем выпуске речь пойдет о групповом давлении и «санкциях» в коллективе. Среди них: саботаж, шантаж, бойкот и др.

 

 Список литературы:

  • Д. Майерс. Социальная психология. — 7-е издание. — СПб.: Питер, 2010. — С. 245.
  • Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с.

 

Поиск