Групповое давление: регуляция поведения. Выпуск 13 | USIB

Групповое давление: регуляция поведения. Выпуск 13

Групповые нормы и ценности должны приниматься и соблюдаться всеми ее участниками. По отношению к тем, кто нарушает групповые правила, применяют санкции — психологическое, моральное или физическое воздействие. Это воздействие и называют групповым давлением. В том числе благодаря групповому давлению малая группа поддерживает свою целостность и однородность.

В предыдущем выпуске «Заклятия» подчинения»:

Механизмы влияния и подчинения в группе:

  • согласие;
  • солидарность;
  • подражание;
  • сопричастность.Факторы, усиливающие механизмы подчинения.

Классические эксперименты подчинения в группе.

 

Классификация санкций

 

Групповое давление: регуляция поведения. Выпуск 13 | USIB

 

 

Групповые санкции

Социальные санкции — меры воздействия социальной группы на поведение индивида, который отклоняется в позитивном или в негативном смыслах от групповых ожиданий, норм и ценностей. 

Запомни: Лидер всегда должен помнить, что единственно верной картины мира не существует. Прежде чем оказывать на члена группы давление, необходимо помнить, что наши представления о проблеме и сама проблема различаются. Более того, вчерашний опыт сегодня может уже не работать, так как не существует двух полностью идентичных людей или ситуаций. Поэтому Лидер должен учить тому, как осознавать и расширять свои, прежде всего, психические возможности, то есть достигать уникальности повседневных переживаний. В этом суть эффективного реагирования на проблемы. Этот навык вы сможете отработать на программе MBA Психология.

 

Негативные санкции: саботаж, шантаж, осуждение, бойкот, расправа: 

Саботаж — противодействие человеку, который отказывается следовать нормам. Выражается в давлении на него, небрежном отношении, умышленном неисполнении его просьб, намеренном срыве работы или несоблюдении договоренностей с этим человеком. 

■ Шантаж или угроза — обещание негативных последствий в случае невыполнения требований и несоблюдения норм. 

■ Публичное осуждение или открытая негативная оценка поведения, внешнего облика или образа жизни другого человека через призму общепринятых понятий о норме.

■ Бойкот или тотальное игнорирование — один из социально-психологических методов воздействия на соперника в конфликтной ситуации, заключается в социальной изоляции противника. 

■ Физическая расправа — методы, которые прямо или косвенно воздействуют на жертву и причиняют ей вред. Расценивается, как физическое насилие. 

Запомни:

  1. Яркий пример группового давления в детских коллективах — буллинг(травля, преследование), бойкот, осуждение по отношению к детям, которые отличаются от большинства своим поведением, учебой, внешностью и одеждой, умственными способностями, здоровьем, финансовым положением семьи.
  2. Или пример производственный. В рабочую бригаду приходит новый сотрудник и через несколько дней работы начинает перевыполнять дневной план по производству продукции в два раза. Бригада объявляет ему бойкот: косо смотрит на него, не разговаривает, ломает его инструменты и т.п. 

 

Групповые санкции являются механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать общим нормам, не сепарироваться и не обособляться. Подобные санкции используются в воспитательных целях, как в позитивном, так и в негативном смысле этого слова. Групповые санкции могут заполнять «пробелы» после использования официальных санкций. Например, в случаях, когда невозможно доказать вину, и коллектив сам применяет доступные меры воздействия на коллегу. 

 

Для руководителя является обязательным поддержание хрупкого баланса официальных приемов воздействия и неофициальных групповых санкций. Возможно содействие санкций социально зрелого коллектива и нейтрализация проявлений нездоровых установок и эгоистических интересов. Необходимо точно соблюдать систему «противовесов». Поддержание равновесия – одна из задач руководителя, в том числе и этому навыку обучаются наши студенты программы MBA Психология

 

В управленческой практике психологи считают более действенными позитивные санкции. Они не только регулируют поведение работника, но и побуждают его совершать правильные поступки и стать полезнее. Эксперименты социолога С. Ковалевского показали, что позитивные санкции могут повысить результаты труда на 87,5%. 

 

Негативные меры приводят к недовольству, раздражению, гневу и часто к демонстративному асоциальному поведению. Отталкивая и принижая человека, нарушившего установленные правила, общество делает из него изгоя. В дальнейшем он может позволить себе поступать, не считаясь ни с кем.  Более того, люди всегда плохо реагируют на негативные санкции, общественная неприязнь и тем более отторжение и изоляция могут привести к нервному срыву или депрессии.

 

Но несмотря на серьезные недостатки, грамотно применяемые санкции — пока самая эффективная форма организации сообщества.

 

Совет: в некоторых случаях группа по своему уровню развития значительно отстает от какого-то конкретного человека, выступающего с перспективными инновационными идеями. В результате группа обрушивает на него каскад санкций. Что делать, если такой человек не хочет уходить из этой группы? Опыт показывает, что лучшая защита — это демонстрация уверенности и силы. Обычно на группу такая тактика действует отрезвляюще, и она выберет себе новую жертву «по зубам». Это аналогично интересному примеру из наблюдений за животными в Африке. Когда лев гонится за стадом антилоп, то некоторые антилопы очень высоко подпрыгивают. Со стороны кажется, что они тратят силы напрасно, но зоологи считают, что «подпрыгивающие антилопы» дают сигнал хищнику: «Даже не пытайся меня догнать. Я слишком силен и быстр для тебя. Найди себе другую жертву». Поэтому, если вы верите в свои силы, — прыгайте.

 

Следующий выпуск – один из ключевых в серии «создание эффективной команды». Речь пойдет об этапах, по которым Лидер должен провести группу. При успешном прохождении всего пути, группа достигнет уровня слаженной команды.

 

 

 Список литературы:

  • Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.
  • Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. Пер. с польск. М., Прогресс, 1973.
  • Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. В. Гаврилова и др. — СПб.: Питер, 1998. — 682 с.

 

Поиск