Заказать звонок


О секретах большого спорта. Выпуск 7

Речь пойдет о социально-психологическом климате группы, который способствует или препятствует продуктивной совместной деятельности. Расскажем о влиянии «жесткого» климата в коллективе. Узнаете, что такое «эффект серендипити» и «клобберинг». Присутствуют ли эти эффекты в вашем коллективе?

В предыдущем выпуске "Когда групповая сплоченность выше?":

  • Определение групповой сплоченности;
  • Индикаторы измерения сплочённости коллектива;
  • Условия для создания/поддержания высокого уровня сплочённости группы;
  • Обратная сторона сплоченности.

 

Климат в группе

Социально-психологический климат группы — «это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального, установок, настроений, чувств, мнений членов группы». Такое определение дает Свенцицкий Анатолий Леонидович, доктор психологических наук.  Климат группы – это некая «атмосфера» внутри, которую лучше всего описывать через чувства. Дружелюбие, вдохновение, сосредоточенность, напряженность, недоверчивость… Это психическое состояние группы.

Отметим также, что состояния психики группы характеризуются разной степенью осознанности. Социально-психологический климат — это всегда отражение всей жизнедеятельности группы и условий, в которых она существует. Для развития коллектива руководители подбирают корпоративное бизнес обучение. Стоит отнестись к вопросу выбора программы внимательно и четко определить, какой именно результат вы хотите получить в конце обучения. Т.к. степень осознанности у каждого коллектива отличается и результат тоже будет индивидуален для конкретной группы.

 У каждой группы формируется свой особенный социально-психологический климат, который проникает в качественную сторону межличностных отношений. Он проявляется в виде совокупности психологических условий, «способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Характеризует климат группы Бодалев Алексей Александрович – выдающийся отечественный психолог. Каждый член группы оказывает влияние, создавая и изменяя социально-психологический климат в коллективе. Сам климат влияет на каждого участника организации и заставляет думать и действовать в соответствии с общим настроением. Поэтому лидеру необходимо уметь отслеживать процессы взаимного влияния участников коллектива и уметь направлять в нужное русло. Т.е. владеть инструментами управления коллективом, что и получают руководители на программе MBA.

В подтверждении тезиса, что социально-психологический климат в группе очень важен, можно привести два известных исследования. Первое из спорта высших достижений. Оказалось, что правильная подготовка большого спортсмена обязательно должна включать в себя некую ментальную расслабленность. Как только спортсмен начинает обдумывать свои действия, переживать о качестве их исполнения, он проигрывает. И вот эта ментальная расслабленность достигается именно за счет доверия и психологического климата в команде. Именно на это состояние и стараются вывести атлета тренера, инструкторы, массажисты и менеджеры. Без правильного климата даже очень физически подготовленный спортсмен может «поплыть». 

Второе исследование — эксперимент по лечению социофобии, когда боязнь негативной оценки со стороны лишает человека воли к любому действию. Оказалось, что простая очень быстрая перемотка на компьютере счастливых и позитивных лиц людей кратно снимает синдромы социофобии. Кстати, именно на этом психологическом трюке построена вся реклама — мелькание на экране радостных лиц снимает сомнения и делает потребителя рекламы оптимистом. 

Осторожно: часть руководителей «старой русской школы управления» уверены, что для достижения больших задач социально-психологический климат в группе должен быть жестким. Подчиненных необходимо отчитывать, прессинговать и наказывать за ошибки. Постепенно этот стиль входит в традицию. В результате образуется спираль «психологической эскалации»: страх наказания порождает напряжение — напряжение ограничивает творческий потенциал — снижение творческого потенциала сказывается на гибкости при принятии решений и инновациях — догматичность и страх порождают ошибки. Затем спираль снова самовоспроизводится.

 О секретах большого спорта. Выпуск 7. | USIB

 

Совет: десятки серьезных исследований показали, что публичное наказание всегда только ухудшает работу группы. Лидеру часто кажется, что после «выволочки» его подчиненный стал работать лучше, на самом деле — это всего лишь иллюзия, это дрейф результата к средним значениям. То есть «очень плохо» — всего лишь из ряда вон выпадающее событие, после которого с высокой степенью вероятности результат будет усредняться. Поэтому опытный лидер для исправления ошибок использует две технологии. Первая — хвалить лучших работников публично. Эффективность такого подхода доказывают экстраординарные достижения в большом спорте. Второй — разбирать ошибки в формате, «как можно усилить результат», а не «где ты был не прав». Эти и другие вопросы, вы можете изучить на тренинге «Психология лидера» программы MBA Психология.

 

Запомни: исследования компаний в IT-секторе, медицине и космосе показали, что успешность многих из них определил так называемый «эффект серендипити» — случайная коллизия двух несвязанных между собой процессов, по забавному стечению обстоятельств приводящая к удачному результату. Для групп, где социально-психологический климат оставляет желать лучшего, характерен обратный процесс — «клобберинг». Совсем как в песне у Андрея Миронова: «что они не делают, не идут дела».

 

Следующий выпуск посвящен иерархии взаимоотношений в группе, их структуре. Поясним, зачем руководителю обязательно понимать структуру взаимоотношений в своем коллективе.

Список литературы:

  1. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. / Бойко В.В., А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – Москва: Мысль, 1983. – 207 с.

  2. Свенцицкий, А. Л.  Социальная психология: учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 408 с.

  3. Шепель В.М. Понятие психологического климата [Текст] / В.М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — №3. — С. 17–21.