Заказать звонок

Илья Евстратенко

14 июня 2022

Жизненный цикл компании

 

Жизненный цикл компании: что нужно знать, чтобы быть в плюсе

 

Автор: Илья Евстратенко

Ицхак Адизес – один из мировых экспертов в области проведения улучшений в организациях «мягким путем», без разрушительных конфликтов, которые обычно сопровождают большинство попыток организационных изменений. За последние 35 лет доктор Адизес, консультируя коммерческие компании и государственные организации, сумел создать не просто теорию, а целую философию бизнеса.

Адизес, по его собственным словам, давно борется с классической программой бизнес-образования, стремящейся добиться от сотрудников совершенства во всех аспектах управленческого процесса – и в планировании, и в способности креативно мыслить, и в принятии точных решений, и в работе с персоналом. Эксперт считает, что ни один человек не может и не должен выполнять все роли менеджера успешно. Мастерство руководителя заключается в умении работать с другими – так, чтобы в результате совместной деятельности эффективно выполнялись все составляющие менеджмента. Это отвечает приверженности Адизеса идее перехода от механистического взгляда на компанию к взгляду «биологическому», предполагающему, что все части фирмы-организма взаимозависимы и органично дополняют друг друга. В отличие от других методологий, Ицхак Адизес предлагает не решать проблемы организации, а учить ее саму решать свои проблемы, самообучаться.

 

Адизес. Управление жизненным циклом компании

 

Согласно теории Адизеса, существуют модели управления жизненным циклом компании. Все этапы содержат свои проблемы, задачи, варианты решений. На каждом новом этапе развития любая организация сталкивается с уникальным набором вызовов и сложностей, и ее успех зависит от способности руководителя управлять переходом от одной стадии к другой. Всего их девять:

Этапы жизненного цикла компании:

 

1. «Выхаживание» (Courtship)

 

На этом этапе организация еще не существует, но есть идея о ее создании. Основатель предприятия должен ответить на вопросы: «Что предприятие будет делать? Как и когда это будет сделано? Кто и почему собирается это делать?» Он собирает мнения, необходимую информацию, закладывает фундамент для будущей организации.

 

2. «Младенчество» (Infancy)

 

Теория жизненного цикла компании включает этап «Младенчество». Бизнес еще не имеет четкой структуры и системы распределения полномочий, ответственности, приема на работу. Основной акцент делается на удовлетворение потребностей клиентов и результаты своей работы. Решения на этом этапе обычно принимаются быстро, но ввиду отсутствия достаточного опыта, могут быть не всегда успешны. Как правило, компания имеет небольшой бюджет, и ее развитие будет продолжаться, если обеспечить постоянное поступление денежных средств. И если ее основатель полностью уверен в успешности собственной идеи, предан ей.

 

3. «Детство» или «Давай-давай» (Go-go)

 

Деятельность и финансовые потоки организации становятся стабильными. Предприятие успешно развивается, происходит бурный рост. Но до сих пор процессы до конца не отлажены: нет ни четкой структуры управления, ни установленных функциональных обязанностей. Компания концентрируется не вокруг задач, а вокруг людей и будет развиваться дальше, если руководитель вовремя начнет делегировать свои полномочия и ответственность сотрудникам.

 

4. «Юность» (Adolescence)

 

На этом этапе организация очень сильно меняется. Ее дальнейшее развитие на рынке будет возможно только в случае установления дисциплины, системы и порядка. Изменяется структура компании, нанимаются профессиональные менеджеры. Появляется большое количество конфликтов и противоречий между старыми и новыми сотрудниками, могут начаться противоречия в ее целях. Для продолжения развития необходимо провести систематизацию управленческой деятельности.

 

5. «Расцвет» (Prime)

 

Этот этап наступает в том случае, если систематизация управленческой деятельности была произведена успешно. На данной стадии фирма эффективно работает, одновременно и гибка, и управляема, имеет прописанные функции и четкую структуру. Она занимается планированием своей деятельности и впоследствии следует своим планам, ориентирована на результат и удовлетворение потребностей своих клиентов. Ее сотрудники – хорошие командные игроки. Часто на этом этапе создаются дочерние младенческие организации.

 

6. «Стабилизация» или «Поздний расцвет» (Stabilization)

 

Это первая стадия старения предприятия. Уменьшается его гибкость, идет сокращение инноваций, оно не стремится к изменениям. Все большее значение уделяется межличностным отношениям между сотрудниками, нежели захвату новых рынков, расширению зон охвата уже существующих. Все это может отрицательно повлиять на удовлетворение потребностей клиентов организации в будущем.

 

7. «Аристократизм» (Aristocracy)

 

На этом этапе организация владеет значительными денежными ресурсами, которые расходует на укрепление имеющейся системы контроля, обустройство, страхование. Основным в ее деятельности является не то, что и почему производится, а как. С целью развития в компании могут вводиться небольшие инновации, могут приобретаться другие виды бизнеса. Но ориентация на долгосрочный результат значительно ниже, чем на предыдущих этапах. Для сохранения имеющегося уровня прибыли повышаются цены на ее продукцию или услуги, но этот процесс не бесконечен.

 

8. «Ранняя бюрократизация» (Early bureaucracy)

 

Эту стадию характеризует большое количество конфликтов и проблем, отдаление от удовлетворения клиентов. Теперь основное внимание в организации концентрируется на том, кто виноват в проблемах, а не на том, что нужно сделать, чтобы их решить.

 

9. «Бюрократизация и смерть» (Bureaucracy and death)

 

Предприятие не стремится к повышению эффективности своей работы, к изменениям, не ориентируется на результат, на потребности потребителей. В ней присутствует жесткий контроль над всеми процессами, соблюдением принятых правил, предписаний и процедур.

Если деятельность напрямую зависит от клиентов, то в момент их полного отказа от ее услуг может наступить смерть организации. Наступление этапа смерти может быть на какое-то время отсрочено, если предприятие производит какой-то монопольный продукт или имеет поддержку государства. Теория Адизеса позволяет проанализировать возможные сценарии развития бизнеса, увидеть динамику организации, сделать вывод о своевременности и точности тех или иных управленческих решений. Поэтому грамотно выстроенные стратегия и тактика развития компании, понимание того, какие стадии она проходит, помогут руководителю не только достичь этапа расцвета, но и оставаться в нем достаточно долго.