Заказать звонок
Жизнь в парадигме Life-Long Learning

15 августа 2024
MBA

Жизнь в парадигме Life-Long Learning

Life long learning («обучение в течение всей жизни») не лозунг обучающего бизнеса, а насущная реальность.

 

Автор: Ольга Сергеева

Способность к обновлению

Life long learning, что в переводе означает «Обучение в течение всей жизни» — уже не лозунг и даже не слоган обучающего бизнеса. Сегодня это простая необходимость и насущная реальность.

Возьмем простой пример. В 70-е годы прошлого века мы жили в другой парадигме. А именно, мы все получали образование, собираясь зарабатывать на нем всю оставшуюся жизнь. Кто ты? Я инженер-технолог, вот мой диплом. Он гарантирует мне занятость на рынке труда в течение всей моей профессиональной карьеры. Работает ли такая формула сегодня? Увы, нет.

Во всем цивилизованном мире сегодня как некая глобальная стратегия принята концепция непрерывного образования Life Long Learning. Эта концепция является одним из модусов, ведущих к формированию нового типа homo faber, человека работающего, или, в более широком аспекте, человека действующего, занимающего активную жизненную позицию. Под таким человеком мы можем подразумевать как лидера-собственника и инициатора бизнеса, так и наемного работника, который также рассматривается как своего рода лидер и предприниматель – предприниматель в экзистенциальном поле собственной жизни.

Концепция «Три L» отвечает вызовам современной информационной эпохи. Эти вызовы можно свести к нескольким пунктам.

  1. Поток новой информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии. Работающий субъект, или субъект, активно действующий в социальном поле, должен каким-то образом обрабатывать этот поток, чтобы оставаться в курсе происходящего и сохранять собственную функциональность на бизнес-рынке или рынке труда. Функциональность субъекта в данном случае предполагает способность отбирать необходимую информацию и осмыслять ее, то есть анализировать и систематизировать. Далее необходимо исходя из новых данных переосмыслить собственную деятельность, применяя полученную информацию для увеличения своей эффективности. Все это позволяет субъекту не отстать от происходящих изменений, сохранить и упрочить свое место – как на бизнес-рынках, так и на рынке труда.
     
  1. Увеличение срока продуктивной человеческой жизни. Сегодня демографы говорят о том, что цивилизованный мир «стареет». Становится все больше людей старшего возраста, чей биологический и интеллектуальный уровень позволяет им находить себе применение в активной деятельной жизни еще долгие годы.

Чтобы оставаться востребованными в социуме, эти люди должны переучиваться, получать новые знания и навыки. Средний возраст студентов в европейских странах и США стремительно приближается к 45 годам. Здесь мы сталкиваемся с проблемой метанойи, а именно со способностью или неспособностью субъекта к обновлению самого себя.

Известно, что современные работодатели предъявляют жесткие требования к своим работникам. Эти требования сегодня называют необходимыми компетенциями. Компетенция – это комплексное качество работника, сумма нескольких составляющих: знаний, навыков, поведенческих моделей, позволяющих решать те или иные задачи.

Одной из главных востребованных компетенций сегодня является «обучаемость» или «гибкость» (flexibility). Можно сказать, что суть обучаемости тождественная метанойе – «обновлению ума». Обучаемость предполагает, что субъект способен действовать на основе вновь порождаемых моделей, а не только на базе прошлого опыта. Современный бизнес требует эффективной адаптации субъекта к динамично изменяющейся ситуации. Адаптация же предполагает не столько приспособление к ситуации по принципу наименьших потерь, сколько овладение новизной и использование заключенных в ней возможностей. Бизнес заинтересован в достижениях, а не в выживании, он ориентирован на рост, а не на избегание.

Таким образом, компетенция «обучаемость» содержит в себе другую компетенцию – креативность. Под креативностью обычно понимают способность генерировать нестандартные решения и новые подходы к преодолению проблем. Креативность, в свою очередь, предполагает такую компетенцию, как инициативность, так как без инициативы не включается управленческое мышление, нацеленное на нахождение наиболее выгодного решения. Инициативность же, в свою очередь, предполагает ответственность, ибо инициатива без готовности ее реализовывать и нести ответственность за эту реализацию повисает в воздухе и перерождается в мечтательность.

Быть хозяином собственной жизни

Все эти компетенции можно объединить в одну, обобщенную – «быть хозяином собственной жизни». Такая компетенция предполагает в качестве базовой мотивации – хозяйскую мотивацию. Она возможна, если человек изначально воспринимает свою жизнь как своего рода бизнес – то есть как ресурс, который он должен эффективно использовать и получить максимум прибыли (прибыли в широком смысле слова, как фундаментальное удовлетворение от приложенных усилий и затрат: в виде здоровья, благополучия, материального достатка, реализации своих амбиций, развития своих способностей и удовольствия от жизни в целом).

Для России проблема состоит в том, что исторически хозяйская мотивация никогда не была ведущей и не являлась национальной ценностью. Ведущими ценностями являлись: святость (духовная высота), служение (общине, государству, ближнему).

Сопротивление изменениям

Бизнес-образование, коль скоро оно глубоко погружается в психологию усвоения новых знаний и навыков, сталкивается с проблемой сопротивления изменениям. Это парадокс, свойственный работе психотерапевта: субъект приходит, чтобы измениться, но при этом он сопротивляется собственному изменению. Функция бизнес-тренера оказывается близка тому, что Сократ называл «майевтика», помощь в рождении самого себя. Известно, что развитие личности происходит только через кризисы. Бизнес-тренер, а часто и руководитель, заинтересованный в профессиональном росте своей команды, оказывается «помогальщиком», который призван помочь своему подопечному преодолеть кризис изменения и роста.

Главные трудности, как мы видим, состоят не в том, чтобы помочь взрослому студенту освоить тот или иной блок информации, а скорее в том, чтобы активизировать его собственную способность учиться и переучиваться, т.е. постоянно обновлять свой взгляд на вещи в соответствии с его целью.

Главным препятствием при обучении взрослых оказывается их застывший жизненный опыт, весь набор их стереотипов, как профессиональных, так и мировоззренческих. Вступая в решение данной проблемы, мы видим, что при обучении невозможно работать с каким–то отдельно взятым «отсеком сознания» студента. По сути дела, мы можем обращаться лишь ко всей личности целиком, к полноте его человеческой природы.

Как следствие, бизнес-дисциплины должны быть теснейшим образом переплетены с такой дисциплиной, как психология. Освоение специальных и технических дисциплин не дает результата в виде роста и позитивного изменения в бизнесе студентов, если в процесс обучения не вовлечена их личность, их психика. Человек новой парадигмы, живущий в Life long learning подобен текущей реке, не имеющей внутри себя закоснелых истин и застывших авторитетов.

От редакции

Урало-Сибирский Институ Бизнеса поддерживает концепцию Life Long Learning, предлагает собственникам, руководителям и сотрудникам среднего звена современные программы бизнес-образования. Самые популярные — MBA, MBA «Бизнес-психология» и mini-MBA «Управление компанией». Если у вас есть вопросы по этим курсам, дате старта и стоимости, оставьте заявку на сайте.