Заказать звонок

Самосаботаж – риск карьерного роста

26 сентября 2024

Самосаботаж – риск карьерного роста

Самосаботаж – риск карьерного роста
Группа авторов USIB

 

Каждый руководитель рано или поздно оказывается перед необходимостью проведения серьезных преобразований в своей компании. Лидер строит грандиозные планы и решительно берется за осуществление проекта. Но зачастую многие задачи остаются невыполненными, решения пробуксовываются, нововведения встречают непонимание и сопротивление среди сотрудников. Это проявление классической проблемы, которая всегда возникает около лидера.

Причины самосаботажа

Саботаж – это преднамеренное расстройство или срыв работы при соблюдении видимости ее выполнения, а также скрытое противодействие исполнению, осуществлению чего-либо. Этот феномен лучше всего исследован в рамках онтопсихологического подхода, который позволяет понять реальные причины возникновения сопротивления.

С точки зрения онтопсихологии в основе внешнего саботажа человека всегда лежит саботаж внутренний или самосаботаж, то есть сопротивление собственному росту. Изменения на предприятии всегда несут проблемы, неопределенности и риски, которые пугают. Но вместе с тем любая проблема – это возможность для победы, возможность для самореализации.

Механизм самосаботажа состоит в том, что человек делает ошибочный выбор каждый раз, когда для него возникает возможность роста, и при этом перекладывает вину на других. Чем выгоднее для человека ситуация, тем сильнее включается в работу его бессознательное сопротивление. Иными словами, сталкиваясь с проблемой, человек использует инфантильный тип поведения, предпочитая тихую, посредственную жизнь постоянной борьбе за преодоление сложностей.

Фазы формирования самосаботажа

1. Самопоощрение. В момент, когда предоставляется возможность, молодой человек уже чувствует себя успешным. Например, он думает: «Вот сейчас они поймут, сколько я стою...! Сейчас они увидят кто я...!» И снова ничего не делает... Таким образом, он сразу же начинает ставить под сомнение доверие, которое ему было оказано.

2. Ощущение всемогущества. Молодой человек верит в возможность быстро и легко добиться цели, для которой он еще слишком неопытен; ставятся задачи неадекватные собственным способностям, и, не достигнув цели, человек испытывает стресс.

3. Поспешность. Молодой человек нетерпелив; он не согласен ждать, пока сформируется его профессионализм, хочет получить все и сразу.

4. Поза превосходства. Чувствуя себя уже достигшими, молодые люди принимают надменное и раздражающие поведение, которое делает их неприятными в глазах коллег, друзей. Это типично для молодых людей: вести себя так и в отношениях со взрослыми (начальник отдела, преподаватель или любой другой человек), когда они претендуют себя на признание, ничего при этом не делая.

На этой фазе проявляется такая форма самосаботажа молодого человека, как критический идеализм, которому подвержены наиболее одаренные и способные. Привыкшие, что им все легко дается, они вовремя не развивают средства, необходимые им для будущего (не учат иностранный язык, не получают высшего образования…) и в момент, когда жизнь требует от них демонстрации тех или иных навыков, они становятся неконкурентоспособными. И, в конце концов, каждый раз терпя поражение, человек, изначально обладающий большим потенциалом, терпит жизненный крах, обвиняя в этом общество, систему, неудачно сложившиеся обстоятельства, но только не себя.

5. Лень и агрессивность. По прошествии определенного времени ожидания не оправдываются, то есть руководитель видит, что этот молодой человек ничего не создает, не делает, а только говорит. Фрустрация, которая из этого следует, толкает молодых людей выливать собственную ярость на других. Начинается фаза, в которой человек начинает испытывать чувство злобы к окружающим. Например, к коллегам, получающим продвижение по работе. По его мнению, оно было бы более перспективным именно для него.

6. Нехватка смирения приводит к тому, что часть молодых людей упускает предоставляющиеся им возможности. Основная ошибка, которую совершает человек – нежелание признать свои ошибки и со смирением принять их.

7. Карма – фаза, в которой субъект должен «уравновесить счет», то есть расплатиться за последствия ошибочных действий, которые он сделал. Многие теряются на этом этапе: гордость слишком сильна, желание ослабло перед тяжелой работой, которую необходимо выполнить для того, чтобы вернуться к исходному пункту; внешний мир привлекает со своими фальшивыми мифами и ценностями, и молодой человек, даже очень умный и одаренный бесконечными способностями, ломается.

Параллельно с этими фазами человек выстраивает свою стратегию внешнего саботажа, в которую втягивает окружающих: активное несогласие с руководителем, скрытое создание коалиций по принципу «дружим против», критика, сплетни, перекладывание ответственности, конфликты с сослуживцами...

Что делать молодому человеку, чтобы выйти из ситуации самосаботажа?

Первое, что необходимо сделать, – признать со смирением совершенные ошибки, не жалея себя.  Необходимо заново сосредоточиться на самом себе, понять, чего же я действительно хочу? Нужно регулярно выкраивать время и пространство для своего внутреннего мира (например, для чтения хорошей книги).

С точки зрения работодателя в случае возникновения саботажа необходимо проанализировать ситуацию и постараться понять, чего именно хочет добиться человек подобным поведением? После этого возможны следующие варианты развития событий.

  1. Если сопротивление слишком сильно и продолжается длительное время, сотрудника необходимо вывести из контекста бизнеса. Так как если его оставить, его инфантильное желание «командовать в доме своего отца» только усилится. Не нужно его держать потому, что он разламывает управленческую способность лидера, заражает этим других сотрудников, понижает уровень предприятия в глазах клиентов. То есть, если компания будет расти, будет расти и его противостояние. Но на этот шаг нужно идти тогда, когда абсолютно невозможен второй вариант.
  2. Нужно всегда помнить о том, что саботируют, как правило, наиболее сильные сотрудники, которые действительно могут справиться с поставленными задачами. В этом случае необходимо использовать амбиции молодого человека. «Ты хочешь стать великим? Тогда ты должен больше работать и брать на себя больше ответственности, а также нести и риск».

Основная задача – помочь человеку осознать свою инфантильную модель поведения. При этом нужно сформировать у него отчетливое понимание того, что единственным критерием успешной деятельности является результат. Но в любом случае, последнее слово будет за самим молодым человеком, и будет зависеть от того, насколько у него хватит ума, смирения и последовательности для того, чтобы превратить проблемы предприятия в ступени собственного карьерного и личностного роста.