Заказать звонок
Команды в бизнесе: типы и особенности

Лариса Трапезникова

31 июля 2025
Персонал

Команды в бизнесе: типы и особенности

Как сформировать команду под конкретные цели бизнеса

Команды бывают разные. Это не только общее понятие для всего персонала компании, но и отдельные группы сотрудников, каждая их которых движется в определенном направлении. Поэтому для каждой цели нужно уметь формировать свою команду, учитывать её тип и характерные особенности.

Какие типы команд существуют, в чем их отличие и на что нужно обращать внимание при подборе и адаптации сотрудников, помогла разобраться преподаватель MBA USIB Лариса Трапезникова – консалтер по постановке систем управления персоналом, оптимизации труда и HR-управлению.

Функциональные команды

Формируются из специалистов, объединенных общей профессиональной сферой деятельности. Это могут быть сотрудники отдела финансов, маркетинга или IT. У каждого из них есть своя роль и зона ответственности. Такой тип команды распространен в средних и больших организациях, где особенно ценятся профессиональные компетенции сотрудников.

Пример: отдел продаж. Обычно включает в себя несколько менеджеров по продажам, специалиста по работе с ключевыми клиентами, торгового представителя, которые выполняют схожие задачи по продаже определенных продуктов или услуг. 

Особенности: четкое распределение задач, экспертность сотрудников, упрощенная коммуникация и управляемость.

Кросс-функциональные команды

В отличие от предыдущих, объединяют специалистов из разных направлений деятельности компании. В состав таких команд входят профессионалы с разными компетенциями, которые комплексно решают общую задачу. Часто используются для масштабных проектов, которые требуют тесного взаимодействия между различными бизнес-процессами.

Пример: отдел производства. Может включать менеджеров производства, специалистов по качеству, технических специалистов, операторов станков, инженеров. Все они выполняют разные задачи, но в тоже время создают один продукт или услугу. 

Особенности: разнообразие компетенций, инновационный подход, более сложная коммуникация и управляемость.

Самоуправляемые команды

Работают автономно, независимы в принятии решений и несут больше ответственности за результаты. Они сами способны организовать свою работу без необходимости в постоянном контроле со стороны руководства. Такой тип команды наиболее эффективен в организациях с гибкой оргструктурой и доверительными отношениями в коллективе, где ценится инициативность.

Пример: команда программистов, которые работают над новым приложением. Они сами придумывают концепцию, разрабатывают геймплей и распределяют задачи в рамках общих целей и сроков. 

Особенности: самостоятельность, адаптивность, ответственность, мотивация и вовлеченность.

Проектные команды

Формируются для отдельных проектов с установленными сроками и целями. В их состав входят специалисты разных направлений, как и в кросс-функциональных командах. Но после завершения работы команда либо полностью расформировывается, либо переходит к следующему проекту. Такой формат особенно эффективен в сферах, где важны гибкость, соблюдение четких сроков и графиков.

Пример: команда, которая готовит к сдаче новый жилой дом. Объединяет строителей, архитекторов, инженеров, дизайнеров, менеджеров. После завершения работы они переходят на новые проекты: возможно, уже другого застройщика. 

Особенности: временный характер, фокусировка на результате, адаптивность к изменениям.

Команды с матричной структурой

Это некий гибрид функциональных и проектных команд, который предусматривает наличие двух руководителей у каждого сотрудника: линейного и проектного. Такую структуру обычно используют крупные производители продуктов питания, фармацевтические, консалтинговые и инжиниринговые организации, банки и IT-компании.

Пример: компания по производству протеиновых батончиков решила разработать новый вкус в линейке. В команду набирают специалистов из разных отделов: технологов, инженеров по качеству, специалистов по закупке. Пока работа не завершится, все они будут подчиняться не только своему линейному руководителю, но и менеджеру нового проекта.

Особенности: адаптивность к изменениям нагрузки, возможность гибко распределять ресурсы, профессиональное развитие.

Ключевые факторы подбора и адаптации в разные типы команд

Формирование команд, в первую очередь, зависит от конкретных целей организации. Поэтому главный вопрос, который должен задать себе руководитель: для чего мне нужны сотрудники, какой результат я хочу получить? Но есть множество других факторов, которые важно учитывать при подборе и адаптации персонала в разные типы команд.

  • Характер бизнеса: сфера деятельности, масштаб, продолжительность жизни на рынке, этап развития
  • Особенности должности: тип трудоустройства, продолжительность работы, возможность карьерного развития, объем задач
  • Профессиональные характеристики сотрудника: образование, опыт, компетенции
  • Личностные качества сотрудника: черты характера и приоритетная роль в команде – лидер, генератор, исполнитель, доводчик. Неправильное распределение ролей может серьезно сказываться на эффективности команды. Например, когда лидеры выполняют задачи исполнителей или исполнители вынуждены выполнять функции генераторов

«В моей компании был период, когда я потеряла 70% персонала. За всё время работы я пересобирала команды, наверное, раз пять. Один из них – по материалам модуля USIB. Я набрала команду для абсолютно нового проекта "Атмофест". Нам дали шесть вопросов про команду, я шла по этому списку вопросов и приглашала людей, которых даже не знала – потому что для команды человек подходил идеально», – делится личным опытом выпускница MBA Юлия Сорокина, гендиректор ландшафтной компании URBAN GREEN.

Конкретные технологии и методики эффективного подбора и адаптации персонала в разные типы команд вы можете освоить на программах MBA, Mini-MBA, MBA "Бизнес-психология" в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени.