Заказать звонок
Обучение бизнесу – это движение к самому себе

22 августа 2024
MBA

Обучение бизнесу – это движение к самому себе

Автор: Ольга Сергеева

Вместо предисловия

В России сформировалась своя генерация яппи – молодых управленцев. Для нашей страны это новый социальный тип, с которым связаны большие надежды на экономический рост. Что волнует этих людей? Из батареи «вечных вопросов» для них важнее всего один: как добиться успеха. Для любого, кто включился в социальную игру, успех есть пункт назначения и тема постоянной внутренней медитации. Секрет успеха, магия успеха, законы и правила успеха, ловушки и западни на пути к успеху, индивидуальные стратегии успеха – вот чем мы озабочены всерьез и надолго. Ведь даже тот, кто достиг своей заветной вершины, знает, что потерять ее также легко, как чихнуть. А есть и такие, кто знает, что последней вершины просто не существует.

Так можно ли научиться успеху? Существует ли такая книжка, честно вызубрив которую можно гарантировать, что теперь у тебя все получится? А разве не для такого результата, в конце концов, мы вкладываем деньги, когда платим за бизнес-программы по маркетингу, менеджменту, переговорам, финансам, коммуникациям?

А как быть с тем широко известным фактом, что большая часть успешных людей, прославившихся благодаря своим экстраординарным достижениям, мягко говоря, не отличалась систематичным образованием? И в этом даже чувствуется некий кураж: смотрите, я не учился, но всего добился. В чем же дело? Значит, успех – это либо счастливое стечение обстоятельств, либо магия, т.е. нечто такое, чего невозможно добиться усердием и прилежанием в учебе. Тут спрятана какая-то загадка, и именно ей и посвящена данная статья.

Как добиться успеха

Возьмем вершину современного бизнес-образования – гениальный продукт западного капитализма под названием МВА. Два года кейсов, мозговых штурмов, swotанализов – и вот ты принят в элиту современного бизнеса.  Что же означает на самом деле этот диплом? Что теперь у тебя стало больше шансов. Значительно больше. Когда бизнес-среда вырастает из детских штанишек и превращается в остроконкурентную, без образования ты сразу проигрываешь. Наличие безупречных технических компетенций – это барьер на вход в серьезную игру. Высочайший профессионализм в своем деле – это сегодня необходимое условие. Однако заметьте: необходимое, но недостаточное условие.

А какое же тогда второе условие, которое делает шансы на успех достаточными? Тут у нас возникает знаменитая фраза «Сам человек». Конечно, второе условие – это сам человек. Все зависит от человека – так скажет вам любой опытный руководитель, лидер. И это еще одна загадочная мантра в теме успеха – «сам человек». Что имеют в виду лидеры, когда снова и снова, как заклинание, повторяют эти слова? Что это за «самость» и где она находится?

«Сам» означает, что я тот, кто я есть. Не кукла, не фальшивка, не набор стереотипов, не воплощение маминых ожиданий, а тот, кем меня создала природа. Самость – это соответствие самому себе, верность той истине, которой я являюсь. Или, как говорят психологи, аутентичность. Самость выражается в том, что человек действует исходя из точного знания самого себя. Аутентичный человек «слышит» себя, и такое «слышание» с древности называют интуицией. Говоря метафорическим языком, человек находится «на связи» со своей душой и поступает, руководствуясь ею. Именно здесь и зарыт ключ к магии успеха. Успех невозможен по чьей-то указке. К успеху ведет только собственная интуиция, чуткое «слышание самого себя».

Однако не забудем и о технической стороне дела. Если я знаю, что мне следует заняться именно данным бизнесом или профессией, но не имею в руках технических инструментов для овладения ими, одной интуиции будет недостаточно. Пока я не знаю дела изнутри во всех деталях, я остаюсь дилетантом, которого легко обгонят профессионалы даже без всякой интуиции, только за счет своей «подкованности». Тогда мне необходимо учиться, чтобы в совершенстве освоить техническую сторону. Но сам выбор: «что сделать», «какое действие предпринять», «куда двигаться» – остается делом точного индивидуального видения, то есть интуиции.

К чему же мы приходим? К человеку. С чего бы мы ни начали – с успеха или с неудачи, мы всегда приходим к человеку. Кто действует? Кто автор данных событий? Вот источник ответов на все вопросы. И так обстоит дело везде, особенно в бизнесе – самом активном сегменте человеческих поступков и выборов.

Фактор «самости» играет тем большую роль, чем больше размах действия, чем масштабнее проект, чем серьезнее бизнес. Именно поэтому, сталкиваясь с крупным успехом, мы с таким интересом обращаемся к его автору, к личности. И это совершенно оправданный интерес, потому что разгадка действительно в нем самом, в этом человеке. Что самое главное он сделал? Он нашел самого себя. Поэтому иногда получить один час общения с реализованным человеком бывает продуктивнее, чем изучить от корки до корки толстый том по финансовому анализу.

Но повсюду в России и в мире мы имеем компромисс между технической и психологической стороной учебного процесса. Компромисс, в котором побеждает и доминирует техническая сторона. Люди продолжают верить, что если они выучат финансы или маркетинг, то, даже не меняясь внутренне, они получат билет на вход в успех. Люди продолжают верить, что дорога к успеху пролегает по какой-то совсем другой траектории, чем дорога к самому себе. И продолжают платить деньги за внешние одежки, откупаясь от необходимости понять себя и изменить в себе те черты, которые препятствуют собственной аутентичности, а значит, успеху.

Воспитание взрослых

Любой руководитель знает, что гораздо легче переделать оргструктуру, поменять все оборудование, перелопатить бизнес-процессы, чем изменить одного единственного человека. Многие уверены, что это и вовсе невозможно. «Лучше просто уволить и не мучиться», – шутят они. Но лучшие из лидеров знают, что изменить человека можно, если есть потенциал и желание самого человека. Те лидеры, которым удалось «взрастить» хотя бы одного сотрудника, а то и целую команду, обладают даром андрогогики, то есть воспитания взрослых. Это труднейшая наука, но некоторые лидеры владеют ею от природы, а другие осваивают «по ходу» благодаря богатому управленческому опыту.

Традиционный коллапс управленческого воздействия выглядит примерно так. Мы видим перед собой человека, который способен осуществить некий проект. Мы видим, что он «может».

– Да этот парень горы свернет! – говорит руководитель. – Если только…

Если только – что? Правильно, если только он сумеет перевести свой потенциал в способность действовать. Мы видим в человеке потенциал. Часто со стороны его видно даже лучше, чем изнутри. Но есть одна проблема: доступ к своему потенциалу, как к некому кладу, скрытому в душе, может получить только сам его владелец. Потенциал – всего лишь возможность. Его еще нужно реализовать, перевести в действие. Но многие люди не могут этого сделать, потому что потеряли самих себя под слоем затверженных истин, заимствованных жизненных стратегий, привычек и представлений. Сокровище спрятано в каждом, но в большой части людей оно погребено под толщей чуждых напластований. Вопрос именно в том, чтобы добыть его и превратить в успех. Для этого необходимо расчистить путь к собственному потенциалу. Этот прямой доступ к своей врожденной силе и есть аутентичность или самость.

Результатом обучения должна стать метанойя – изменение нефункциональных, чуждых установок, стереотипов и моделей поведения. Те структуры личности, которые не работают, то есть не приносят человеку позитивных результатов, нужно изменить. Но проблема в том, что изменение – это процесс, который невозможно на сто процентов совершить извне. Нет такого волшебника, чья добрая воля может изменить другого.

Ответственность за процесс изменения делится пятьдесят на пятьдесят между учителем и учеником. Взрослый студент радикально отличается от обучающегося ребенка. Взрослый «уже умный», он доверху наполнен собственным опытом, знаниями, привычками. Его личность «зацементирована» прожитыми годами. Поэтому он сопротивляется изменению изо всех сил. Даже если его подходы к жизни давно доказали свою непродуктивность, он держится за них как за нечто дорогое и надежное, «нажитое непосильным трудом».

Поэтому чтобы измениться, взрослый, как в том анекдоте, должен «очень сильно захотеть». Чаще всего, прежде чем прийти к необходимости что-то менять, человек дожидается мощного экзистенциального кризиса, после которого жить по-старому он просто не может. Но в любом случае, чтобы добиться прогресса, человек должен со всей честностью взять на себя ответственность за собственные результаты.

Состоятельность человека характеризуется единственным критерием – его способностью быть счастливым. Кто же счастлив? Тот, кто стал самим собой. Жизнью человек поставлен перед необходимостью заработать самого себя. Каждый из нас – это не готовая данность, а отдельный проект, требующий своего воплощения. Успех – награда для тех, кто честно и последовательно реализует именно свой собственный, а не чужой, навязанный или заимствованный, проект. Успех состоит не в достижении ценностей, а в достижении самого себя. И одному для этого действительно необходимо стать президентом, а другому – садовником. А кто из них успешнее? Здесь нет линейки для замера высоты, а есть лишь сила истины: я стал тем, кто я есть на самом деле.

С личной эффективностью руководителя и мотивацией персонала работают на курсах MBA и MBA «Бизнес-психология». Если хотите получить бизнес-образование, оставьте заявку на сайте. Подберем подходящие программы и тренинги, уточним дату старта и стоимость.