Программы
Мотивационный менеджмент
Автор: Ольга Сергеева
Нет проекта – нет команды
Сегодня в менеджменте активно исследуются психологические способы управления, которые направленны на внутренний мир сотрудников. Стало понятно, что внешние способы – принуждение и контроль во всех его формах – гораздо более затратны и менее эффективны. Эффективность представляет собой пропорцию «mini-max»: при минимуме затраченных ресурсов – максимум результата. А ресурсы менеджера – это время и душевные силы, затрачиваемые на процесс организации работы сотрудников.
Сократить затраты этих ресурсов можно единственным путем – включить механизмы, при которых «надо» менеджера преобразуется в «хочу» сотрудников. В этом суть мотивационного менеджмента в отличие от административного.
Любое наше «хочу», произрастает из архетипических глубин бессознательного. Возьмем, к примеру, такую архетипическую мечту, как «команда», где один за всех и все за одного. Кто в детстве не мечтал сколотить крепкую банду, простите, команду из трех-пяти самых преданных друзей, и – отправиться… или – устроить…словом, сотворить то-то такое, чтобы все в округе поняли, на что мы способны.
Попасть в команду будет не просто – надо пройти испытание на преданность и смелость. Скорее всего, у нас будет пароль и собственный язык, который не сможет понять никто, кроме членов братства. Нас наверняка будут пытать учителя, родители и враждебные к нам команды, а простые посредственности, лишенные всякого членства, будут смотреть с завистью и перешептываться, пытаясь разгадать смысл нашего сообщества. Но нас будет объединять общая тайна, священная и прекрасная, ради которой и двойку схлопотать, и ремня получить – не жалко.
И это еще не суть дела, не все объясняется подростковой романтикой. В конечном итоге любой лидер мечтает создать особый мир – свой мир, населенный особыми людьми – своими людьми. Только создавая свой мир, лидер может «вернуться домой», приблизиться к тому раю, картинка которого запечатлена с детства в его душе.
Теперь пора ввести еще одно понятие, без которого нет смысла говорить о команде, – это понятие проекта. Команда существует ради реализации проекта, и никак иначе; нет проекта – нет команды. А если есть – то это не команда, а дружеская компания. Когда руководитель просит нас провести командообразование, просто чтобы сотрудники хорошо друг к другу относились, – это про другое. Начав существовать ради поддержания самой себя, не решая внешнюю задачу, команда мигом теряет все свои экстраординарные свойства. И эта внешняя задача не есть выполнение ежемесячного плана продаж. Проект, ради которого создается команда, тоже должен быть экстраординарным, то есть не повторимым полностью.
Итак, мы вплотную подошли к сути того таинственного феномена сверхпроизводительности, ради которого менеджеры так сильно хотят создавать команды. Сердцевина этого феномена лежит в восприятии времени.
Рабочее время
Время – категория сильно иррациональная, даже с физической точки зрения, а уж с психологической и подавно. Время воспринимается нами негативно, поскольку имеет обыкновение течь только из прошлого в будущее. Можно сказать, что это род насилия, неслучайно слова «время» и «бремя» не только созвучны, но и восходят к одному корню. И как ни поворачивай термин «рабочее время», он прочно ассоциируется с такими понятиями, как «отбывать», «формально присутствовать», «ждать окончания».
Можно смело сказать, что большая часть усилий менеджеров сводится к борьбе с этой злостной и деморализующей ассоциацией. Как же с ней можно бороться? Воздействуя на мотивацию. Ведь если уж к чему-то в бизнесе время и имеет кровное, неотчуждаемое отношение, так это к мотивации работников. Мотивация – это желание человека работать хорошо и много, или, как говорили раньше, ударно.
Однако не все руководители понимают, что мотивация к труду есть простая калька с базовой мотивации к жизни. То есть человеку свойственно хотеть работать не в большей и не в меньшей степени, чем хотеть жить – активно, творчески, на полную катушку. И тут есть одно тонкое обстоятельство: живет-то человек аккуратно и постоянно, то есть в каждый момент времени, а вот живет активно, на полную катушку, – только в некоторые особенные моменты или периоды. И смена этих периодов активности и пассивности есть простой природный цикл. Эти ритмические циклы мы и называем временем.
Из всех атрибутов времени максимальный спад мотивации вызывают два – это вечность и повторяемость. Они несут в себе угрозу человеческой активности и мобилизационным силам психики. В переводе на обыденный язык вечность называется повседневностью. Перед лицом вечности/повседневности все теряет смысл.
Существование оказывается либо разомкнутым в бесконечность, либо обреченным к бесконечным же циклическим повторениям одного и того же. Уже древние люди смекнули, что такое положение вещей не способствует активной жизненной позиции и грозит массовыми депрессиями. И тогда они начали борьбу с отупляющим течением времени. Для этого они придумали праздники. Праздники – это прерывание повседневности и обыденности, особые моменты или периоды, когда время отменяется, а вместе с ним отменяется все, связанное с размеренностью и повторяемостью.
Праздничный менеджмент
Безразмерному времени повседневности в бизнесе соответствует так называемый регулярный менеджмент. Само слово «регулярный» говорит о постоянстве и повторяемости day by day. А прерыванию и отмене безразмерного времени соответствует… конечно, проектный менеджмент!
Это и есть единственный доступный в бизнесе праздник, карнавал и маскарад, позволяющий сменить надоевшие роли, выступить в другом качестве. Проект отменяет унылые будни, а потому высвобождает небывалые резервы энтузиазма, активности и заинтересованности. Проект есть ограниченная во времени, собранная на острие одной цели маленькая жизнь. И именно благодаря своей ограниченности конкретной целью и сроком сдачи проект позволяет сжать время как пружину и интенсифицировать все процессы: сгустить энергию, сконцентрировать смысловую наполненность, поднять активность участников команды до высот самозабвения. Проект всегда единственный, другого такого не будет. Эта единственность и создает особую ценность, активизирует мотивацию.
О национальных корнях
Кому как не русским любить проектный менеджмент! Какого народного персонажа ни возьми, он крепко спит на печи от проекта до проекта. Но вот грянул гром, затрубили трубачи, раззудилось плечо, и понеслась настоящая жизнь. Выложились полностью, сдали проект, мотивация упала, опять начались серые будни. Тянет в сон и хочется нового аврала. Чтобы с огоньком, с задоринкой, и «давай-давай!» далеко разносилось бы по миру. Нет, регулярный менеджмент – это немецкая выдумка, а что немцу здорово, то русскому смерть. Скучно, господа!
Русские работники инвестируют энергию большими кусками, а в перерывах впадают в сомнамбулическое состояние, тогда как европейцы делят этот кусок на маленькие порции, чтобы хватило на среднюю регулярную активность. Это просто разные режимы деятельности, и каждый в итоге дает результат. Наши соотечественники как никто по своему национальному характеру способны к командной работе. Раньше это называлось «коллектив». Чего не хватает нашей коллективности, чтобы стать командностью, так это четких процедур взаимодействия, деловой организованности, а также формализации и передачи опыта, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Руководителям не хватает навыков делегирования. Решив эти проблемы, наши команды еще поборются за победу.