Программы
Если Вы не управляете финансами, финансы управляют Вами. Знание и владение множеством управленческих инструментов не освобождает современного руководителя от умения разбираться в одном из самых ключевых вопросов ведения бизнеса.
Чтобы компания безупречно функционировала и регулярно приносила прибыль нужно управлять ее рентабельностью, оборачиваемостью и платежеспособностью, уделять внимание оптимизации налогов, сокращая издержки, принимать разумные решения, касающиеся инвестиций, идти к процветанию компании, создавая реальную экономическую стоимость для акционеров.
Монолог олигарха о желающих стать руководителем проекта:
Да, - соглашаюсь, - они не отличают прибыль от денежного потока, а им надо понимать, что такое прибыль и cash-flow; им не только не повредит, а будет весьма полезным представление о налогах, оценке эффективности инвестиций и бизнеса, организации внешнего финансирования и других не менее важных финансовых инструментах.
Возможно, Вы в своем бизнесе не специализируетесь в области финансов и не планируете делать этого. Почему же все-таки полезно и важно знать и понимать современные корпоративные финансы? На это есть, как минимум, две причины.
Во-первых, Вам будут необходимы знания предмета для того, чтобы принимать множество личных управленческих решений. К примеру, относительно выбора, куда вкладывать собственные накопления. Во-вторых, фактически все важные решения в бизнесе имеют финансовые последствия, поэтому они обычно принимаются командами, в состав которых входят специалисты финансового профиля.
Следовательно, если Вы хотите преуспеть в бизнесе, то должны быть не только компетентны в своей собственной предметной области, но и способны общаться на языке финансов, а также понимать основные принципы их функционирования. Будучи главой компании, Вы должны уметь правильно формулировать задачи своему финансисту и знать, что от него требуется для эффективного функционирования и развития компании.
Поскольку финансовые последствия возникают фактически при любых решениях в бизнесе, руководители подразделений компании должны разбираться в финансовых вопросах в достаточной степени, чтобы:
Поэтому финансовые вопросы являются ключевыми для любого специалиста независимо от того, в какой области он специализируется.
Байки о финансовой грамотности
Байка первая. Автозавод. Лежит на боку. Надо выводить из кризиса. Для этого имеется план. В первый месяц намечено производство 50 автомобилей. Нужен металл для кабин, капотов, крыльев. Поставщик металл грузит только вагонами – три, как минимум. Однако удается привезти металл ровнехонько на 50 авто.
Середина месяца. Бюджетное совещание.
Байка вторая. Завод по производству резинотехнических изделий. Лежит на боку. Надо выводить из кризиса. Имеется план для этого. Для намеченной производственной программы на технологию требуется 1 кг мела в неделю.
Бюджетное совещание.
Здесь, пожалуй, уместно привести две цитаты легендарных предпринимателей.
«Если вы используете расчёты, то не обязательно достигнете вершин, но зато не погрузитесь в безумие», - Уоррен Баффетт, крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Это об очевидной пользе финансовых расчетов в целом.
«Вам предстоит долгий путь в бизнесе, если вы научитесь оценивать цифры почти так же быстро и проницательно, как хороший знаток характеров распознает своих собеседников», - Генри Детердинг, «Наполеон Нефти», основатель компании Royal Dutch/Shell. Это о грамотной интерпретации результатов финансовых расчетов.
Далее целесообразно обозначить ряд прикладных финансовых областей, о которых современному предпринимателю желательно иметь представление.
Бюджетирование и финансовая отчетность
Это отправная точка в управлении корпоративными финансами. Здесь, как минимум, желательно понимать принципы составления бюджетов и знать задачи, которые они призваны решать. Иногда задашь руководителю вопрос: «Как бизнес?» И услышишь в ответ: «В общем, все хорошо. Только вот насколько?».
Если Вы не имеете бюджетов, Вы, похоже, управляете финансами по принципу «кто первый со счетом на оплату проник, тому и…». В этом случае Вы не найдете достоверного ответа на вопрос: какова прибыль компании и рентабельность? В какой-то момент Вы не ответите: а заплатит ли завтра компания по долгам? Вы не продемонстрируете, чем обладает компания, каковы ее перспективы, и будете гадать, какова ее нынешняя стоимость.
Элементарно. Ответ на вопрос – какова прибыль? – находится в результирующем показателе бюджета доходов и расходов (затем эта прибыль перекочевывает в баланс). Используя этот бюджет, без особых усилий определите и рентабельность. Ответ на вопросы – есть ли деньги для оплаты долгов, или, что значительно интереснее, имеются ли свободные средства для новых проектов? – лежит в результирующем показателе бюджета движения денежных средств. А для демонстрации того, чем обладает компания, используйте баланс. О перспективах же компании и о ее стоимости судят по совокупности бюджетов.
Налоги
«Народ никогда не отказывался платить разумные налоги: разумные в их использовании и разумные по величине бремени», - французский министр финансов (1792). Вопрос о справедливости налогообложения стар, как сам мир. Оптимизацией налогов занимаются во всем мире. Правительства многих стран борются с этим, но «разумность» налогов заставляет предпринимателей искать пути их снижения. Давно не встречал того, кто бы не старался сэкономить в этой области издержек. Многие этим излишне увлекаются, не обращая внимания на более весомые сферы издержек и не принимая во внимания налоговые риски.
Иногда приходится слышать от руководителей бизнеса: «Уменьшить налоги? Поставлю задачу бухгалтеру или финансисту». Подобный подход не импонирует. По причине отсутствия у руководителя базовых знаний в налогообложении задача, им поставленная, может оказаться попросту невыполнимой, либо экономия будет мизерной, либо он увидит схему, которая заведомо чревата негативными последствиями.
Более того, свою задачу бухгалтерия, как правило, видит в своевременной подготовке и сдаче отчетности. При этом нередко бухгалтерия считает какую-либо оптимизацию налогов излишней, поскольку она несет в себе дополнительные риски компании, возможны прения и конфликты с налоговыми органами, а это дополнительный объем работы и ответственность бухгалтерии. Большинство финансистов же (впрочем, как и бухгалтеров) не обладают должными знаниями в области налогообложения. Хотя им бы надо стремиться к получению таких знаний и внедрению наработок в практике.
Стабильное функционирование и развитие компании существенно зависит от выбора ею сценария своих взаимоотношений с государством в сфере налогообложения, поскольку налоги составляют существенную часть затрат. Законная оптимизация налоговых обязательств позволяет сократить издержки компании и, тем самым, увеличить прибыли.
Инвестиции. Инвестиционный менеджмент
Одна из задач любого бизнеса – вкладывать деньги в проекты, которые увеличивают прибыль, получаемую владельцами бизнеса. Задача руководства компании – заработать прибыль, принимая разумные решения, касающиеся инвестиций и их финансирования.
И руководителям бизнеса, и их финансистам следует понимать, что у денег есть временная стоимость, а также представлять себе концепцию приведенной (текущей) стоимости, применяемую при анализе инвестиционных проектов. Руководителям бизнеса полезно иметь представление о методах оценки инвестиций, а финансистам необходимо владеть этими инструментами. И тем, и другим следует правильно интерпретировать полученные по итогам оценки значения.
Иногда встречаешь в публикациях:
С точки зрения финансов и эффективности вложений, при всем уважении к предпринимателям, подобный подход к инвестициям не очень импонирует. На практике, пожалуй, надо взвешенно подходить к инвестиционным решениям. Нужен профессиональный опыт и «нюх» для выработки идеи, концепции инвестиционного проекта. И необходимы расчеты, дающие представление об эффективности вложений. Не говоря уже о том, что инвестиционная оценка нужна, когда находишься перед выбором, в какой из предложенных проектов вложиться.
Управление стоимостью бизнеса
Пожалуй, это вершина корпоративных финансов. Большинство владельцев и менеджеров год за годом управляют компаниями, даже не представляя:
Если акции обращаются на фондовом рынке, то котировку акции можно перевести в стоимость компании. Другое дело, если компания непубличная. Владельцам важно иметь понимание, а финансистам нужно уметь точно измерять (методы оценки) и успешно наращивать стоимость бизнеса (факторы стоимости, такие как рентабельность инвестированного капитала, темп роста, оборачиваемость).
Эти инструменты владельцы и менеджеры могут применять в практике на постоянной основе, если во главу угла в бизнесе ставится увеличение его стоимости. «Компании процветают, когда создают реальную экономическую стоимость для своих акционеров, и компании создают стоимость, когда вкладывают капитал с доходностью, превышающей затраты на его привлечение», - Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Муррин.
Сегодня все большее влияние на экономику компании оказывают внешние факторы бизнес-среды: неопределенность экономического развития во всем мире, неустойчивость валютных курсов, резкое усиление конкуренции, значительное ускорение научно-технического прогресса, инфляция, колебания процентных ставок, изменения в налоговом законодательстве.
Все эти факторы надо учитывать при решении конкретных финансовых вопросов. В результате стратегическая роль финансов, как никогда ранее, приобретает жизненно важное значение для развития компании. Финансист сегодня должен «играть» в команде в общем стремлении к приумножению стоимости компании, а команде полезно, как минимум, понимать язык финансов и принципы их функционирования.