Заказать звонок
Как деление на дивизионы позволило Simple Pools кратно увеличить объём проектирования

20 февраля 2025
Истории успеха

Как деление на дивизионы позволило Simple Pools кратно увеличить объём проектирования

Выпускник USIB Антон Бухтий – об эффекте от изменения структуры компании

Основатель Simple Pools Антон Бухтий нашёл точки роста бизнеса после разделения компании на дивизионы. Редакции USIB он рассказал о том, как грамотный менеджмент позволяет увеличить эффективность сотрудников и выявить убыточные направления.

На январь 2024 года в Simple Pools работали около 30 человек. В компании существовали условные подразделения, но руководителей у них не было — я лично участвовал во всех процессах: продажи, проектирование, строительство, снабжение, финансы, найм персонала и так далее. С одной стороны я понимал, что дальше физически так работать невозможно — у меня не хватит ни энергии, ни фокуса внимания. С другой — видел, что в Simple Pools существуют убыточные бизнес-процессы, за которые никто не отвечает — потому что все отделы занимаются всем. 

Структура Simple Pools до изменений (кликните на таблицу для простотра в высоком разрешении)

В это время я учился на MBA в USIB, на модуле по общему менеджменту мы разбирали разные структуры компаний, в том числе дивизиональную. Мне понравилась идея распределения всех бизнес-процессов по профильным отделам — создания микробизнесов.

Смена структуры — смена команды

Теперь внутри Simple Pools есть три самостоятельно работающие микрокомпании: отдел проектирования, строительный отдел, сервисный отдел. Почти год мы осознанно инвестировали в то, чтобы сделать их автономными: нанимали руководителей, переписывали бизнес-процессы. Эта работа продолжается.  

Процесс перехода к новой структуре не был простым. Руководителей направлений мы набирали из действующего штата. Поначалу сотрудники обрадовались: они хотели карьерного роста, и название новых должностей многим понравилось. Но не каждый был готов к тому объёму ответственности и стресса, который прилагается к новой должности.

За год мы заменили больше половины команды. Кто-то уходил сам, понимая, что не совпадает с новым строем. Кто-то оказался неэффективным, после того как начали вводить KPI, показатели, метрики.

Дивизиональная структура Simple Pools (кликните на таблицу для просмотра в высоком разрешении)

Суть всех трансформаций — люди должны заниматься своими прямыми обязанностями. Раньше строители были задействованы в процессах проектирования, сервисного обслуживания и гарантийных обязательств — это функционал смежных отделов. Также и внутри строительного отдела функции были перемешаны: одни и те же люди делали сметы, исполнительную документацию, строили, занимались поиском материалов и так далее. До смены структуры директор по строительству должен был вникать во все процессы, сейчас ему приходят готовые согласованные с заказчиками проекты. Мне тоже приходилось коммуницировать со всей командой — и это неэффективно. Когда мы сегментировали процессы, выросла эффективность и мотивированность всех членов команды.

Сегментация показала убытки

Для каждого крупного сегмента мы прописали бизнес-процессы. Раньше смотрели только на общую динамику, и ежегодно видели прирост по деньгам. При этом за рентабельностью никто не следил. Когда построили финансовые модели для каждого отдела, нас ждала печальная новость. Оказалось, что 90% компании операционно убыточные: прибыль приносят лишь несколько бизнес-процессов, остальные её съедают. Пришлось принимать много тяжёлых решений, причем ежедневных: повышать цены, увольнять людей, отказываться от части низкомаржинальных заказов и многое другое.

Компании семь лет, но серьезное управление финансовой частью началось только в прошлом году, когда я разобрался в теме управления финансов на модуле Алексея Зайцева. До этого подход был примерно такой: пока выручка не перевалит хотя бы за 100 миллионов, считать нечего. Фокуса внимания не хватало, чтобы углубиться в эти процессы. В связи с этим мы часто сталкивались с кассовыми разрывами и нехваткой финансов для развития компании.

Зайцев на модуле «Управление финансами» всё просто и понятно объяснил, показал на конкретных кейсах. Сейчас в Simple Pools есть финансист, часть работ отдали на аутсорс, внедряем 1С «Управление нашей фирмой». Процесс внедрения управленческого учета и автоматизации процессов контролирует операционный директор. Результаты есть: любую цифру легче находить, отчётность под рукой, управление компанией стало понятнее.

По моим ощущениям, в микробизнесе только у 5% компаний выстроен финансовый учет, в секторе малого бизнеса цифра может быть выше — порядка 15%,  у среднего сегмента, думаю, не более 40–50%. Совет: если хотите выделиться среди конкурентов, обязательно внедряйте управление финансами.

Рост проектирования

За 2024 год мы выросли в четыре с лишним раза по объемам договоров, в деньгах приросли в 2,4 раза. Вырос средний чек, потому что после анализа бизнес-процессов, проведённого в рамках смены структуры, мы решили сфокусироваться на определённой целевой аудитории. Если раньше мы строили всё подряд — люкс, частные, коммерческие, муниципальные объекты — то год назад мы сфокусировались на крупных коммерческих проектах для фитнес-центров, термальных комплексов. Задача: выбрать одну не супер-узкую целевую аудиторию, которая позволит нам расти и становиться лидером рынка в определенной области. Мы выбрали самый сложный сегмент, но если мы научимся работать с ними, то построить любой частный бассейн нам будет легко — мы на три головы будем выше остальных.

В прошлом году мы вышли на международный рынок, делаем 3D-проекты на английском языке. Например, у нас есть гигантский проект на Бали, где проектируем бассейны в гостиничном комплексе. Сейчас у нас подписаны большие контракты на весь 2025 год, по итогам года мы должны существенно вырасти.

Рост строительства

Благодаря тому, что мы чётко выделили всего одну целевую аудиторию, у нас кратно вырос средний чек. На текущий момент он приближается к цифре 90–100 млн за объект.

Огромное открытие было в том, что трудозатраты команды менеджмента на реализацию объекта за пять миллионов не сильно отличаются от объекта за 50, 100 и даже 150 миллионов. Соотвественно валовая прибыль кратно растет.

Если бы начинал своё дело заново с тем же багажом знаний, то совершил те же ошибки. Навыки, которые получил на MBA, позволяют просчитывать финмодель каждого нового проекта. Мы понимаем окупаемость, расходы и если модель сразу не бьётся, берём другой проект. Сейчас я способен понять за два дня, пойдёт бизнес или нет. И не придётся вкладывать пять лет жизни и миллионы рублей.