Заказать звонок

Как выбрать внешнего тренера для своей компании

Дмитрий Ерин

10 октября 2024

Как выбрать внешнего тренера для своей компании

Как выбрать внешнего тренера для своей компании
Автор: Дмитрий Ерин


«А можно всех посмотреть», или как выбрать внешнего тренера для своей компании.

Мне часто задают вопрос, в основном те, у кого внешнее обучение еще не вошло в систему: «А как же выбрать тренера?». Предложений масса, в любом городе, с любой программой, под любые деньги. И резюме-то у всех красивые, каждый второй позиционирует себя, что он лучший тренер года по какой-нибудь версии или теме и гарантирует результат.

Я понимаю опасения заказчиков. Ведь при всем многообразии выбора, к сожалению, шарлатанов или просто непрофессионалов огромное количество. Иногда по робким вопросам и комментариям по итогу обучения от клиента вообще становится страшно за рынок и стыдно за коллег.

Поэтому вот несколько рекомендаций, которые могут упростить и обезопасить выбор.

  1. Вы должны четко понимать запрос, и хороший тренер будет вас всячески «мучать», чтобы этот запрос конкретизировать. Чтобы вы понимали, на тему тех же продаж, может быть, несколько десятков принципиально разных программ, которые прокачивают разные навыки. Если тренер говорит, что вам надо что-то про продажи или управление, а у меня есть как раз такая типовая программа, которую всем веду, то понимайте, что и результат будет общий, очень средненький.
  2. Тренер на встрече должен спрашивать о причинах: почему цель, которая есть сейчас, не достигается. Не из праздного любопытства, а потому, что некоторые вещи не лечатся обучением. У нас нет волшебных таблеток. Понятно, что сложно отказаться от денег клиента, но хороший специалист иногда должен сказать, что вам нужно не обучение, а скажем, перестроить систему мотивации или улучшить коммуникацию внутри компании. И т.д.
  3. Хороший тренер продает не тренинг, а программу обучения, которая может включать диагностику знаний и навыков и пост тренинговое сопровождение. Это очень сильно повышает практичность программ и результат, получаемый заказчиком. Да, это может быть чуть дороже, при этом часто уже за две недели после тренинга участники окупают все затраты.
  4. Рекомендации – дело хорошее, но все мы знаем, как часто они делаются. Поэтому тут, наверное, лучше смотреть, из каких сфер они получены, чтобы лучше понять специализацию человека. Хороший тренер по продажам не всегда настолько же хорош в управлении и наоборот.
  5. Если работаете с тренинговой компанией, то больше вероятности некой безопасности, что вам подберут лучшего специалиста по разным критериям, так как там есть несколько тренеров и менеджеры всегда знают, кто и для какого клиента подходит лучше. Если не хотите переплачивать (а иногда это более 50% стоимости), то тщательно отбирайте тренера сами. Можно начать с небольшого модуля, так вы особо сильно не потеряете при любом исходе, но сможете сильно оптимизировать бюджет в будущем.
  6. Как и в выборе внутренних кандидатов, тут нет понятия «хороший» и «плохой», речь о том, насколько подходит именно вам. Поэтому отлично, если есть видео каких-то реальных тренингов. Их можно посмотреть, чтобы понять, насколько вашей компании подходит манера общения, способ ведения тренинга, уровень демократичности и т.д. Очень здорово, если тренер и группа на одной волне.\
  7. Не работайте по принципу «а можно всех посмотреть». Я рекомендую с одним специалистом отработать 4-5 тренингов для одних обучаемых. Это дает преемственность знаний. Понимая, что уже проходили, насколько хорошо получалось, каков уровень группы, специфика, легче сделать следующую программу еще эффективнее. Ну, и группа тоже с каждым разом понимает ведущего все лучше. Если вы любите каждый раз работать с разными, то должны понимать, что часть тем будет задваиваться, часть информации вступать в конфликт с предыдущей и т.д. Т.е. ни о какой поступательности речи быть и не может. Исключение – если тренер «не зашел», тогда, конечно, вынужденно приходится экспериментировать дальше.

Нюансов может быть много, собрал самые основные, которые использовал сам как заказчик в свое время.