Программы
Мы уже писали, к каким способам люди обычно прибегают, чтобы снять стресс, и детально разобрали методы, рекомендуемые психологами для борьбы со стрессовыми ситуациями.
Приходилось ли Вам слышать когда-нибудь о системе Эрика Берна, которая называется "Трансактный анализ". Если очень просто, то внутри нашей личности Эрик Берн выделил три субличности: Родитель, Взрослый и Ребенок.
У каждой субличности есть свои особенности и характерные функции. Относительно темы стрессоустойчивости, любому руководителю важно знать, что энергия человеку поступает через активность Ребенка. В то же время каждый руководитель, чаще всего, задействует функции контроля, надзора, стимуляции (поощрения, наказания), поддержание структуры и прочих функций, характерных для Родителя. При этом часто о таких понятиях как «хочу» и «интересно» остается только вспоминать. Вся жизнь начинает представлять из себя сплошное «надо» и «должен». Это приводит буквально к отключению субличности Ребенка, и, как следствие, человек теряет вкус жизни и начинает выгорать, теряет способность находить интуитивно верные решения, так как за интуицию тоже отвечает наша детская часть.
Как «включить» субличность Ребенка и добавить себе жизненной энергии?
Можно, например, отключить остальные две субличности с помощью алк-ля. Как себя ведет такой человек? Он перестает соблюдать нормы и правила, исходит исключительно из собственного «ХОЧУ», начинает позволять себе больше, чем в трезвом состоянии, легче идет на конфликт и склонен напрямую использовать функции стресса в виде прямой агрессии.
Очевидно, что многие руководители подсознательно используют именно алкоголь для разгрузки и зарядки энергией. Беда в том, что этот способ вреден для здоровья и иногда отнимает больше физических и душевных сил, чем дает.
Также понятно, что отключение функций Родителя и Взрослого рано или поздно приводит к появлению асоциальной личности, преступника, которые делает что «хочет», берет, что «хочет» и когда «хочет» - это эгоизм и наплевательство на общепринятые нормы в чистом виде. Трехлетний «карапуз», который увидел у другого красивую игрушку и пытается ее отобрать – это одно, тот же самый «карапуз», положивший глаз на игрушку другого в теле двухметрового сорокалетнего дяденьки – это уже не смешно…
Также, методы всевозможных хобби, увлечения, клубы, кино, творчество в различном виде. Все это работает от имени Ребенка. Все, где человеку «интересно», и он исходит из состояния «хочу», заряжает человека энергией.
Многие руководители покупают себе дорогие «игрушки» в виде машин и квадроциклов; играют в «войнушку» на пейнтбольных площадках, «на слабо» залазят на «вооон ту гору» и т.д.
Работа с внутренним Ребенком – это метод, который снимает стресс постфактум, заряжает энергией и, к сожалению, не работает в момент стресса. А если стресс окажется длительный или очень сильный, то и накопленной энергии может не хватить.
Другой важный момент! Практически все психологи в один голос говорят, что, чаще всего, присутствует ситуация, когда у человека не работает Взрослый. То есть человек чего-то «хочет» и тут же запрещает себе это хотеть… Возникает внутренний конфликт Родителя и Ребенка. Это приводит к внутреннему стрессу, который человек носит с собой. Помню, как один психолог рассказал историю своей пациентки, которая иногда без видимой причины погружалась в депрессивное состояние. Оказалось, что она иногда в магазине видела что-то, хотела это купить «просто так», но тут же находила доводы и отказывалась от покупки. Это приводило к заниженному фону настроения и немотивированным вспышкам гнева и отчаяния в течение нескольких дней. То есть ее внутренний Ребенок обижался на внутреннего Родителя и перекрывал доступ энергии. Женщина чувствовала упадок сил и желание взбодрить себя за счет других с помощью агрессии. Причем она сама никак не связывала эти события в единую цепочку.
Взрослая субличность – это наша основа. Внутренний Взрослый должен слышать и Ребенка с его «хочу» и Родителя с его ответственностью в виде «надо». Важно научиться включать в себе Взрослого. Именно он может уважать Родителя и любить Ребенка.
Выводы
Человек учится выбирать свою реакцию на стрессовую ситуацию, то есть учится включать Взрослого и управлять собой.
Методы из второго пункта отлично могут работать при условии уже хорошо работающего Взрослого. По сути дела, для переключения и «выплеска» важно снять с себя излишний контроль Родителя и включить Ребенка. В то же время очень важно делать осознанный выбор и при «выплеске», и при переключении. Ослабление функции Взрослого может привести к появлению деспота и агрессора или абсолютно отключенной, холодной личности, блуждающей в своих мирах и мыслях.
В любом случае важно включение Взрослого, чтобы «не заиграться». То есть то состояние, в котором человек не только выбирает, но и может, и знает, как решить ту или иную проблему. Ребенок в этом случае находится под надежной защитой, и поэтому человек может задействовать для решения возникшей проблемы все ресурсы, в том числе, и творческие, а значит, решить эту задачу эффективно, изящно, красиво. В то же время Родитель, в свою очередь, будет доволен, если все будет сделано в соответствии с нормами морали.
Мы надеемся, наша информация поможет каждому руководителю и представителю любой стрессовой профессии выбрать для себя тот или иной метод повышения своей стрессоустойчивости, а также добавить себе сил и стать более счастливым.
Если вы хотите научиться разбираться в себе и в людях, на практике решить насущные проблемы бизнеса и расширить картину мира, приглашаем вас на программы бизнес-образования в USIB: программа MBA "Бизнес-психология".
Оставьте заявку на сайте, и мы ответим на ваши вопросы о программах, сроках и стоимости.