Оставить заявку
на обучение
Где мы теряем продажи?

Дмитрий Ерин

20 ноября 2025
Продажи

Где мы теряем продажи?

Как разные каналы коммуникации влияют на эффективность продаж – разбираем с экспертом Дмитрием Ериным

Представьте банальную ситуацию: на сайт вашей компании пришла заявка, где клиент заполнил поля с номером телефона и электронной почтой. Как менеджер по продажам должен связаться с клиентом: позвонить или написать? А если писать, то куда: на почту или в мессенджер?

Разница может быть колоссальной, потому что иногда один из способов коммуникации в разы эффективнее другого. Советами о том, как их грамотно выбирать, поделился преподаватель USIB Дмитрий Ерин – эксперт в области управления продажами, бизнес-тренер, руководитель компании Smart Training.

Когда коммуникация считается эффективной

Эффективная коммуникация в продажах – это коммуникация, которая достигает цели. Менеджеры отдела продаж не просто информируют или общаются – они всегда продают. И чем коммуникация сильнее приближает нас к продаже, тем она эффективнее. Выбранный способ – один из ключевых инструментов для этого.

Какой способ коммуникации выбрать

Когда менеджер по продажам выбирает между звонком и мессенджером, он редко думает о том, какой канал приблизит его к желаемому результату. Большинство выбирают способ, исходя из личных предпочтений, или просто по настроению:

  • кто-то любит общаться по телефону и все вопросы решает только так
  • кто-то предпочитает личное общение, и в его календаре куча встреч по любым вопросам с клиентами
  • а кто-то фанатеет от мессенджеров и вообще не общается с клиентом лично 

Последний вариант особенно актуален для поколения зумеров, которые привыкли к постоянным чатам. Руководители все чаще заказывают тренинги по переговорам, чтобы научить молодых продажников разговаривать с клиентами лично или по телефону. 

Поэтому выбирать нужно тот способ общения, который с большей вероятностью решит вопрос и приблизит к цели. Даже если этот способ внутренне не самый приятный.

Несколько примеров: 

  1. В переписках часто могут возникать коммуникативные барьеры. Люди не чувствовуют эмоции собеседника через текст и читают его не с той интонацией. Поэтому, если возникла сложная ситуация с клиентом, нужно ехать и общаться лично, чтобы мимика и жесты помогали лучше понять друг друга. Да, ехать к раздраженному, конфликтному человеку никто не хочет. Гораздо комфортнее отправить письмо на электронку: это обеспечит психологическое спокойствие. Но не факт, что так вы рещите решите конфликт.

  2. Допустим, менеджер вспомнил про какой-то важный момент, который надо решить здесь и сейчас, а рабочий день подходит к концу. Очевидно, что надо звонить, потому что собеседник может не просматривать почту вечером. Иначе решение вопроса придется перенести, что может обернуться не очень хорошими последствиями.

  3. Когда нам надо получить от клиента длинный список документов, лучше продублировать его в письменном виде. Даже если в этот момент он сам нам звонит. Иначе легко что-то забыть и потерять. 

Вывод: Умелое использование и сочетание разных каналов коммуникации – ключевая компетенция менеджера по продажам в современных условиях. 

В чем задача руководителя

Иногда менеджер не знает, какие каналы коммуникации эффективнее. Например, он новичок и пришел из сферы, где все решалось в мессенджерах, а личных встреч не было в принципе.

Задача руководителя отдела продаж – отслеживать лучшие практики, считать конверсию, анализировать, чтобы на уровне регламентов дать подсказку и объяснить, в каких случаях и как менеджер должен общаться.

Еще несколько примеров:

  1. У меня есть клиент, встречи с которым должны проходить только на его территории, – это прописано на уровне регламента. У клиента сложный технический, продукт, поэтому менеджер, будучи грамотным инженером, должен сам посмотреть оборудование, условия эксплуатации, помещение. Без этого просто невозможно учесть все детали. Клиент может отказываться: иногда бывает сложно согласовать пропуск на промышленный объект, проще было бы встретиться у себя в офисе или на нейтральной территории. Но хороший менеджер настаивает на своей поездке, потому что она даст гораздо больше преимуществ.

  2. Есть обратный пример: дизайнерское бюро. Ребята очень мобильные и могли бы встречаться онлайн или выезжать на встречу в любую точку города, но им важно, чтобы клиент приехал к ним в гости. И не потому, что не хочется тратить свое время, а потому что интерьер офиса «продает». Клиент с порога видит шикарные дизайнерские находки, стиль, уют и сразу проникается желанием работать с компанией. Поэтому важно учитывать специфику сферы и продукта, который вы продаете.

Вывод: проведите анализ каналов коммуникации, сравните разные практики, выясните причины неэффективной коммуникации и наиболее подходящие каналы для каждой ситуации. В итоге вы сможете составить список четких рекомендаций для менеджеров по следующей формуле:

  • каким способом пообщаться

  • как быстро 

  • как построить диалог (скрипт для простых однотипных продаж или варианты сценариев для более сложных)

Вы увидите, что маленькие изменения приведут к большим результатам.

Научиться проводить аудит существующей системы продаж и грамотно использовать инструменты для повышения ее эффективности вы можете на программе Mini-MBA «Управление компанией». Старт в Екатеринбурге – уже 28 ноября. Подробнее