Оставить заявку
на обучение
Бизнес по плану: всё про формат стратегических сессий

17 сентября 2025
Стратегия

Бизнес по плану: всё про формат стратегических сессий

Зачем бизнесу сессии стратегического планирования и как их правильно организовать

Стратегия в бизнесе — это ориентир, который определяет путь компании на годы вперед. Но как превратить абстрактные цели в конкретные шаги? Один из наиболее эффективных инструментов — стратегическая сессия. Такой формат работы помогает разработать четкий план развития и объединить команду вокруг общих целей. 

Что это за формат и какие задачи решает

Сессия стратегического планирования — это командная встреча, на которой решаются стратегические вопросы по развитию бизнеса. О том, зачем стратегия нужна бизнесу, мы рассказывали в этой статье. Каждая стратсессия обычно посвящена одной ключевой теме: например, планирование продаж на годы вперёд, выбор маркетинговой стратегии, поиск выхода из кризиса.

Стратегическая сессия помогает:

  • определить приоритеты развития организации
  • сформировать единое видение у команды
  • проанализировать внешнюю и внутреннюю среду бизнеса
  • согласовать цели и ключевые показателей эффективности
  • разработать конкретный план по реализации целей

Состав такой сессии зависит от масштаба и целей. Обычно в ней участвуют собственники бизнеса и топ-менеджмент, руководители подразделений, ключевые сотрудники, а также внешние эксперты, модераторы или консультанты. Важно, чтобы все участники были вовлечены в процесс и могли влиять на стратегические решения.

Как это работает на примерах

Вот несколько примеров стратегических сессий, которые могут запустить реальные изменения в компании.

  • Выход на новые рынки. Торговая компания провела стратегическую сессию, в ходе которой выявила перспективные международные направления. В результате сотрудники разработали пошаговый план масштабирования и создали проектную команду для локализации продуктов.
  • Оптимизация бизнес-процессов. Производственная фирма использовала методы стратегической сессии для выявления узких мест в логистике. После обсуждения разработали план по цифровизации цепочки поставок.
  • Разработка новых продуктов. IT-компания организовала стратегическую сессию с участием всех ключевых подразделений. Это позволило объединить креативные идеи, провести отбор и сформировать дорожную карту запуска инновационных сервисов.
  • Формирование корпоративной культуры. В быстрорастущем стартапе стратегическая сессия помогла согласовать ценности, которые стали основой HR-бренда и внутренней коммуникации.

Реальные примеры того, как выбор стратегии повлиял на будущее известных международных компаний, вы можете почитать здесь.

Как провести стратегическую сессию

Сессии стратегического развития могут длиться от нескольких часов до нескольких дней — в зависимости от масштаба задач. Иногда крупные организации проводят их в несколько этапов. Обычно это происходит в начале или в конце финансового года, но бывают и внеочередные собрания в связи с резкими изменениями на рынке.

Вот основные этапы, из которых состоит план стратегической сессии: 

  1. Подготовка — определить цели, формат, методы, состав участников.
  2. Диагностика — провести анализ текущего положения компании: SWOT-анализ, разбор финансовых и операционных показателей, изучение рынка.
  3. Разработка стратегии — сформировать ключевые направления, определить приоритеты, поставить большую амбициозную цель (БАЦ).
  4. Формирование операционной модели — определить измеримые цели, поставить задачи, распределить ответственность, определить сроки.
  5. Создание системы контроля — установить показатели эффективности, чтобы сверять их и корректировать задачи в дальнейшем. 
  6. Закрепление результатов — зафиксировать договоренности в рабочем документе.

Чем может помочь внешний консультант

Внешний эксперт поможет провести стратегическую сессию максимально эффективно. Он непредвзят и придерживается нейтральной позиции, владеет современными методиками и инструментами,  управляет динамикой группы и помогает трансформировать обсуждения в конкретные результаты.

Для USIB организация стратегической сессии – частая практика. Преподаватели обладают большим практическим опытом и точно знают, как грамотно организовать процесс. Предприниматели обращаются с самыми разными запросами: от построения бизнес-модели до выхода из кризиса. 

«Раньше мы с командой просто собирались, болтали, что-то импульсивно решали, а сейчас делаем всё более структурировано. В 2022 году провели стратегическую сессию, чтобы начать развивать направление ИЖС. Нашим модератором был один из преподавателей USIB — Борис Николаевич Рыжковский. Мы определили миссию компании, основные цели, задачи и действия. И всё это помогло нам выстроить правильную бизнес-модель, логику продаж, маркетинг, защитить бюджет проекта перед банком. Теперь мы строим готовые дома и зашли в проектное финансирование со Сбером», — рассказывает выпускник MBA USIB, гендиректор компании «Сибирские владения» Мисаил Калайчиев. 

Разработка стратегической сессии компании — это инвестиция в будущее. Правильно организованный процесс позволяет не только приблизиться к намеченным целям, но и повысить вовлеченность команды, улучшить коммуникацию и создать атмосферу совместной ответственности за результат.

Если вы хотели бы провести стратегическую сессию в своей компании, оставляйте заявку на сайте. Мы свяжемся с вами и обсудим все детали.