Заказать звонок
Бизнес по плану: всё про формат стратегических сессий

17 сентября 2025
Стратегия

Бизнес по плану: всё про формат стратегических сессий

Рассказываем, чем сессии стратегического планирования полезны бизнесу и как их правильно организовать

Стратегия в бизнесе — это ориентир, который определяет путь компании на годы вперед. Но как превратить абстрактные цели в конкретные шаги? Одним из наиболее эффективных инструментов является стратегическая сессия — формат работы, который помогает разработать четкий план развития и объединить команду вокруг общих целей. 

Что это за формат и какие задачи решает

Сессия стратегического планирования — это командная встреча, на которой решаются стратегические вопросы по развитию бизнеса. Каждая стратсессия обычно посвящена одной ключевой теме: например, планирование продаж на годы вперёд, выбор маркетинговой стратегии, поиск выхода из кризиса.

Состав такой сессии зависит от масштаба и целей. Обычно в ней участвуют собственники бизнеса и топ-менеджмент, руководители ключевых подразделений, ключевые сотрудники, а также внешние эксперты, модераторы или консультанты. Важно, чтобы все участники были вовлечены в процесс и могли влиять на стратегические решения.

Стратегическая сессия помогает:

  • определить приоритеты развития организации
  • сформировать единое видение у команды
  • проанализировать внешнюю и внутреннюю среду бизнеса
  • согласовать цели и ключевые показателей эффективности
  • разработать конкретный план по реализации целей

Как это работает на примерах

Вот несколько примеров стратегических сессий, которые могут запустить реальные изменения в компании.

  • Выход на новые рынки. Торговая компания провела стратегическую сессию, в ходе которой выявила перспективные международные направления. В результате был выработан пошаговый план масштабирования и создана проектная команда для локализации продуктов
  • Оптимизация бизнес-процессов. Производственная фирма использовала методы стратегической сессии для выявления узких мест в логистике. После обсуждения был разработан план по цифровизации цепочки поставок
  • Разработка новых продуктов. IT-компания организовала стратегическую сессию с участием всех ключевых подразделений. Это позволило объединить креативные идеи, провести отбор и сформировать дорожную карту запуска инновационных сервисов
  • Формирование корпоративной культуры. В быстрорастущем стартапе стратегическая сессия помогла согласовать ценности, которые стали основой HR-бренда и внутренней коммуникации

Как провести стратегическую сессию

Сессии стратегического развития могут длиться от нескольких часов до нескольких дней — в зависимости от масштаба задач. Иногда крупные организации проводят их в несколько этапов. Обычно это происходит в начале или в конце финансового года, но бывают и внеочередные собрания в связи с резкими изменениями на рынке.

Вот основные этапы, из которых состоит план стратегической сессии: 

  1. Подготовка — определение целей, формата, методов, состава участников.
  2. Диагностика — анализ текущего положения компании: SWOT-анализ, разбор финансовых и операционных показателей, изучение рынка
  3. Разработка стратегии — формирование ключевых направлений, определение приоритетов, большой амбициозной цели (БАЦ)
  4. Формирование операционной модели — определение измеримых целей, постановка задач, распределение ответственности, определение сроков
  5. Создание системы контроля — установка показателей эффективности для их последующей проверки, актуализации и коррекции планов при необходимости
  6. Закрепление результатов — фиксация договоренностей и превращение их в рабочий документ

Чем может помочь внешний консультант

Внешний эксперт поможет провести стратегическую сессию максимально эффективно. Он непредвзят и придерживается нейтральной позиции, владеет современными методиками и инструментами,  управляет динамикой группы и помогает трансформировать обсуждения в конкретные результаты.

Для USIB организация стратегической сессии – частая практика. Преподаватели обладают большим практическим опытом и точно знают, как грамотно организовать процесс. Предприниматели обращаются с самыми разными запросами: от построения бизнес-модели до выхода из кризиса. 

«Раньше мы с командой просто собирались, болтали, что-то импульсивно решали, а сейчас делаем всё более структурировано. В 2022 году провели стратегическую сессию, чтобы начать развивать направление ИЖС. Нашим модератором был один из преподавателей USIB — Борис Николаевич Рыжковский. Мы определили миссию компании, основные цели, задачи и действия. И всё это помогло нам выстроить правильную бизнес-модель, логику продаж, маркетинг, защитить бюджет проекта перед банком. Теперь мы строим готовые дома и зашли в проектное финансирование со Сбером», — рассказывает выпускник MBA USIB, гендиректор компании «Сибирские владения» Мисаил Калайчиев. 

Разработка стратегической сессии компании — это инвестиция в будущее компании. Правильно организованный процесс позволяет не только выработать стратегию, но и повысить вовлеченность команды, улучшить коммуникацию и создать атмосферу совместной ответственности за результат.

Заказать стратегическую сессию для своего бизнеса вы можете, оставив заявку на сайте.