Программы
«Я в бизнесе много лет и сам могу кого угодно научить. Зачем мне MBA?» — думают собственники со стажем, когда речь заходит о бизнес-образовании. Разбираем, какие цели преследуют руководители, которые всё-таки идут на обучение в бизнес-школу.
Первые программы MBA создавались в первую очередь для продвижения по карьерной лестнице. Студенты стремились пройти курсы и как можно скорее занять руководящий пост. Сегодня на фундаментальные программы бизнес-образования идут состоявшиеся руководители. Например, целевая аудитория программ MBA Урало-Сибирского Института Бизнеса — собственники малого и среднего бизнеса, которые в 90% случаев сами управляют своим предприятием и хотят с помощью обучения решить конкретные бизнес-задачи.
В первые годы работы над собственным бизнесом (этап младенчества компании) предприниматели обычно не задумываются о специальном образовании. Всё строится на силе воли, морально-волевых качествах, эмоциях, мечте, идее. Бизнес начинает расти и даже приносить неплохую прибыль (этап go-go).
Пройти младенчество и даже дойти до этапа go-go предприниматель может на интуиции. Затем кривая эффективности интуитивных решений непременно пойдёт вниз – на этом этапе нужны знания.
Первый стимул, который подталкивает руководителей становиться студентами бизнес-школы, – объективная оценка своих возможностей, осознание того факта, что есть нехватка определенных инструментов, навыков, технологий для развития компании.
«Когда начинаешь вести бизнес, работаешь, как сам придумаешь. У меня не было ни юриста, ни HR. Я придумывал управленческий учёт, корпоративные правила, структуру – не представлял, что все давно написано. Знакомство с "азами" и полученное образование помогли в построении бизнеса, его масштабировании, в управлении сотрудниками. USIB сыграл очень серьёзную роль в развитии меня как предпринимателя и личности», – рассказывает основатель девелоперской компании «Атлас Девелопмент», выпускник MBA USIB Владимир Городенкер.
Собственники, уже имеющие опыт управления, осознают необходимость развиваться с точки зрения психологии. В бизнесе, кроме денег, товаров, компьютеров и столов, есть кое-что невидимое, но не менее важное. Поэтому руководитель начинает задаваться вопросами: «Почему именно такие люди оказались рядом? Насколько их взгляды совпадают с целями компании? Из чего состоит ядро моего бизнеса в целом?»
На программах MBA они находят ответы на эти вопросы: учатся создавать правильную атмосферу внутри коллектива, выстраивать корпоративную культуру, повышающую эффективность команды, грамотно управлять микроклиматом в коллективе, проводить психотипирование сотрудников.
Стратегическое планирование – важнейший вопрос для руководителя и собственника. Жить одним днем невозможно. Бизнесу нужен горизонт планирования, понимание, где предприятие окажется через год, два, три.
Часто руководителей затягивает в операционные процессы: они заказывают себе визитки, продают товары, решают текущие проблемы с клиентами. Стратегические планы — это колоссальная зона неизвестности, в которую не всегда хочется погружаться. Даже если такое желание есть, не всегда понятно, с чего начать.
Отдельные руководители строят свою стратегию управления по принципу «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Это так называемая ловушка основателя. Руководитель замыкает все процессы на себе, но он не в состоянии выделить время на анализ и решение всех задач. Из этой ловушки и помогает вырваться обучение в бизнес-школе. Собственники в ходе обучения анализируют бизнес, строят стратегию развития и учатся делегировать операционные задачи.
«Одна из самых важных вещей, которой меня научили в USIB – это анализ рынка и понимание, как он влияет на процессы вокруг. Сейчас ландшафтные дизайнеры достигли такой степени зрелости, что наш свободный "голубой океан" стал красным. Девелоперы пошли делать то, что мы делали 6-8 лет назад. Но зачем, если рынок просаживается? Мы же собрали все сливки с рынка девелоперов, еще когда они росли. Мы понимали, что делать, как работать с конкурентами, какие ключевые предложения предлагать заказчикам. И благодаря этому достигли успеха», – говорит основатель компании URBAN GREEN, выпускница MBA и Mini-MBA «Управление компанией» USIB Юлия Сорокина.
Руководители идут в бизнес-школу не за теорией, а за практическими навыками. Они хотят видеть среди преподавателей действующих практиков, обучаться на основе реальных бизнес-кейсов. Именно такого формата обучения придерживается Урало-Сибирский Институт Бизнеса.
Преподаватели в USIB — это такие же собственники и бизнесмены, которые разбираются в финансах, продажах, управлении персоналом, маркетинге.
Обучение тоже строится на практике. Причем 90% практических кейсов — это кейсы самих студентов. Во время занятия преподаватель коротко объясняет теоретическую часть, узнает у аудитории, для кого актуальна тема, выбирает реальный бизнес-кейс. Далее студенты в мини-подгруппах обсуждают проблему и предлагают свои варианты решений.
Выездные кейсы проходят на предприятии заказчика. Преподаватель и группа диагностируют предприятие: разбирают бизнес-процессы, ставят диагноз, обсуждают, как «вылечить» те или иные боли. При такой методике возникает эффект проекции. Студенты видят в чужом бизнесе важные проблемы, потом понимают, что в их компании происходит примерно то же самое. Заказчики получают нетипичные рецепты решения своих бизнес-задач от собственников из других сфер. Это взаимно обогащающая практика.
Бизнес сложно развивать без новых связей и контактов. Но как ни парадоксально, чем дольше руководитель находится в бизнесе, тем меньше потенциальных партнеров в его окружении. На старте вокруг предпринимателя много людей, с которыми можно обсудить любую тему, спросить совета. Но чем выше он забирается в гору, тем сложнее найти партнёра для коммуникации.
Поэтому уже состоявшиеся собственники приходят в бизнес-школу, чтобы познакомиться с соседом по парте, встретить единомышленников, новых бизнес-партнеров. Именно поэтому в USIB обучение проходит только в очном формате.
Когда собственники приходят на программу MBA, они быстро понимают, что обучать нужно еще и свой персонал.
«Это сравнимо с жизнью стаи: вожак со своей стаей долгое время охотился одним образом, потом пошел учиться, придумал новый эффективный способ охоты, но стая осталась та же самая», — объясняет управляющий USIB Илья Евстратенко.
Собственнику, столкнувшемуся с сопротивлением персонала в процессе внедрения изменений, нужно заниматься образованием команды. USIB разработал программы и для специалистов среднего звена в формате mini-MBA. Главная задача этих программ — снизить сопротивление изменениям и научить сотрудников говорить с руководителем на одном языке.
Если ваши цели совпали с перечисленными в статье, вы можете подробнее изучить программы бизнес-образования в Урало-Сибирском Институте Бизнеса: MBA, Mini-MBA, MBA "Бизнес-психология". Очная учёба проходит в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени.