Заказать звонок
Бизнес-разборы: от диагностики до стратегии

30 мая 2025
Стратегия

Бизнес-разборы: от диагностики до стратегии

Экспертная оценка бизнеса и взгляд со стороны в рамках одной встречи

На свой бизнес иногда важно взглянуть со стороны: проанализировать процессы внутри компании, выявить сильные и слабые стороны, услышать мнение коллег и экспертов, а затем выстроить грамотную стратегию развития. Всё это можно сделать в рамках бизнес-разбора. Что это за практика и какие задачи помогает решить — разберём в статье. 

Формат бизнес-разбора

Бизнес-разбор или разбор бизнес-кейсов — это диагностика происходящих внутри компании процессов для их оптимизации.

Обычно этот формат представляет собой мозговой штурм, который проводится при участии внешних независимых экспертов и приглашенных участников. Они анализируют проблему заказчика и предлагают рекомендации по её решению.

Какие задачи решает?

Бизнес-разборы могут строиться на диагностике любых направлений работы компании: производство, маркетинг, финансы, продажи, операционные процессы.

Основная цель заказчика — получить экспертную оценку и взгляд со стороны на свои бизнес-процессы, чтобы найти эффективный подход к решению проблемы, построить грамотную стратегию развития.

В процессе решаются следующие задачи:

  • выявление сильных и слабых сторон бизнеса
  • предупреждение кризисных ситуаций
  • диагностика причин кризисных ситуаций
  • анализ различных подходов к решению проблемы
  • определение наиболее выгодных шагов
  • поиск новых возможностей для роста и развития компании
  • получение конкретных рекомендаций по решению проблемы / оптимизации процессов

Кому полезен формат бизнес-разбора?

Заказчиками бизнес-разборов становятся, как правило, руководители и собственники бизнеса. Они получают максимум пользы, так как могут сразу начать реализацию плана действий, очертания которого появляются в ходе анализа ситуации в компании.  Не менее интересно примерить на себя роль аналитика, разобрать кейс заказчика вместе с группой и перенять опыт для регулирования процессов внутри собственной компании.

«Такая практика позволяет диагностировать предприятие: разобрать его, поставить диагноз и снова собрать. Вам точно не скажут, как сделать из миллионного предприятия миллиардное. У заказчиков здесь другая задача — увидеть свой бизнес глазами других людей, с другим опытом, узнать, как они решают похожие проблемы в своих сферах бизнеса. Часто у руководителей возникает эффект замыленного глаза, туннельного зрения. Поэтому другие люди могут подсветить много сложностей, которые заказчик либо не замечал, либо игнорировал.

В то же время участники проецируют опыт заказчика на своей бизнес. Они сходу выявляют проблемы заказчика и даже предлагают действенные решения, а потом понимают, что всё это применимо в их компании тоже. Получается взаимная, очень обогащающая практика», — рассказывает управляющий USIB Илья Евстратенко.

Как проходит бизнес-разбор?

Бизнес-разбор обычно строится по следующему принципу:

  • Заказчик описывает свой бизнес и детали кейса: какие цели преследует, какие препятствия мешают их достичь, что уже пробовал и какие результаты получил.
  • Эксперты и зрители слушают и анализируют: выявляют проблемные места, определяют ошибки в стратегии, вносят свои предложения.
  • Заказчик получает конкретные рекомендации: какие изменения внести, какие шаги предпринять, чтобы достичь желаемого результата.

На втором этапе часто используются различные методики, которые позволяют сделать процесс оценки более качественным, структурированным и эффективным.

Методология бизнес-разборов

1. MoSCoW-анализ — метод оценки через расстановку приоритетов. Все задачи и проекты делятся на четыре категории:

  • Must: самые необходимые задачи, которые нужно сделать обязательно, иначе бизнес рискует развалиться
  • Should: важные задачи, которые ставят бизнес под угрозу, но могут немного подождать
  • Could: желательные задачи, которые принесут бизнесу пользу, но не являются критически важными
  • Would: задачи, которые было бы неплохо сделать, но без них можно и обойтись

2. SWOT-анализ — напоминает предыдущий метод, но позволяет проанализировать бизнес более глобально, с точки зрения четырех категорий:

  • Strengths: сильные стороны, которые обеспечивают конкурентное преимущество
  • Weaknesses: слабые стороны, где бизнес уступает конкурентам
  • Opportunities: возможности, которые могут стать точкой роста
  • Threats: угрозы, которые способны навредить

3. PESTLE-анализ — модель, которая помогает компании правильно использовать преимущества внешних факторов. Оценивает шесть факторов, влияющих на бизнес:

  • Political (политические): возможные субсидии, помощь от государства, общая ситуация в стране
  • Economical (экономические): банковские ставки, инфляция, минимальная оплата труда, стоимость аренды и ресурсов
  • Social-culture (социологические): уровень жизни населения, культура, образование
  • Technological (технологические): тренды в информационных технологиях
  • Legal (юридические): законы, связанные с бизнесом
  • Environmental (экологические): погода, климат, состояние окружающей среды

4. «Пять почему» — метод строится на основе цепочки из пяти вопросов, которые помогают найти решение проблемы. Например:

  • Клиенты не покупают товары/услуги компании. Почему?
  • Большинство клиентов не знает о появлении этих товаров/услуг. Почему?
  • Их запустили в продажу, но не провели рекламную кампанию. Почему?
  • В компании не уделяют достаточно внимания маркетингу. Почему?
  • В компании нет отдела, который бы отвечал за продвижение товаров/услуг. Почему?
  • Компания недавно вышла на рынок и пользовалась услугами маркетингового агентства только в самых необходимых случаях.

5. «Шесть шляп мышления» — методология строится на системе организации мышления психолога Эдварда де Боно. Каждая шляпа символизирует определенный режим мышления, а вместе они дают комплексное представление о проблеме:

  • ⁠⁠Белая шляпа (нейтральный): факты, цифры, доступная информация
  • Красная шляпа (эмоциональный): чувства, интуиция без обоснований
  • ⁠Черная шляпа (критический): недостатки, риски, слабые стороны
  • ⁠Желтая шляпа (позитивный): преимущества, выгоды, сильные стороны
  • Зеленая шляпа (креативный): творческие идеи, альтернативные решения, нестандартные мысли
  • Синяя шляпа (управленческий): координация, постановка целей, определение следующих шагов

Лично увидеть, как работает эта методика, вы можете в клубе интеллектуальных разборов Урало-Сибирского Института Бизнеса под названием «Шляпочная партия». Модераторами выступят бизнес-тренеры USIB Илья Евстратенко и Алексей Зайцев. Мероприятие пройдёт 15 июля в Екатеринбурге, узнать подробности и записаться вы можете на сайте.