Программы
На свой бизнес иногда важно взглянуть со стороны: проанализировать процессы внутри компании, выявить сильные и слабые стороны, услышать мнение коллег и экспертов, а затем выстроить грамотную стратегию развития. Всё это можно сделать в рамках бизнес-разбора. Что это за практика и какие задачи помогает решить — разберём в статье.
Бизнес-разбор или разбор бизнес-кейсов — это диагностика происходящих внутри компании процессов для их оптимизации.
Обычно этот формат представляет собой мозговой штурм, который проводится при участии внешних независимых экспертов и приглашенных участников. Они анализируют проблему заказчика и предлагают рекомендации по её решению.
Бизнес-разборы могут строиться на диагностике любых направлений работы компании: производство, маркетинг, финансы, продажи, операционные процессы.
Основная цель заказчика — получить экспертную оценку и взгляд со стороны на свои бизнес-процессы, чтобы найти эффективный подход к решению проблемы, построить грамотную стратегию развития.
В процессе решаются следующие задачи:
Заказчиками бизнес-разборов становятся, как правило, руководители и собственники бизнеса. Они получают максимум пользы, так как могут сразу начать реализацию плана действий, очертания которого появляются в ходе анализа ситуации в компании. Не менее интересно примерить на себя роль аналитика, разобрать кейс заказчика вместе с группой и перенять опыт для регулирования процессов внутри собственной компании.
«Такая практика позволяет диагностировать предприятие: разобрать его, поставить диагноз и снова собрать. Вам точно не скажут, как сделать из миллионного предприятия миллиардное. У заказчиков здесь другая задача — увидеть свой бизнес глазами других людей, с другим опытом, узнать, как они решают похожие проблемы в своих сферах бизнеса. Часто у руководителей возникает эффект замыленного глаза, туннельного зрения. Поэтому другие люди могут подсветить много сложностей, которые заказчик либо не замечал, либо игнорировал.
В то же время участники проецируют опыт заказчика на своей бизнес. Они сходу выявляют проблемы заказчика и даже предлагают действенные решения, а потом понимают, что всё это применимо в их компании тоже. Получается взаимная, очень обогащающая практика», — рассказывает управляющий USIB Илья Евстратенко.
Бизнес-разбор обычно строится по следующему принципу:
На втором этапе часто используются различные методики, которые позволяют сделать процесс оценки более качественным, структурированным и эффективным.
1. MoSCoW-анализ — метод оценки через расстановку приоритетов. Все задачи и проекты делятся на четыре категории:
2. SWOT-анализ — напоминает предыдущий метод, но позволяет проанализировать бизнес более глобально, с точки зрения четырех категорий:
3. PESTLE-анализ — модель, которая помогает компании правильно использовать преимущества внешних факторов. Оценивает шесть факторов, влияющих на бизнес:
4. «Пять почему» — метод строится на основе цепочки из пяти вопросов, которые помогают найти решение проблемы. Например:
5. «Шесть шляп мышления» — методология строится на системе организации мышления психолога Эдварда де Боно. Каждая шляпа символизирует определенный режим мышления, а вместе они дают комплексное представление о проблеме:
Лично увидеть, как работает эта методика, вы можете в клубе интеллектуальных разборов Урало-Сибирского Института Бизнеса под названием «Шляпочная партия». Модераторами выступят бизнес-тренеры USIB Илья Евстратенко и Алексей Зайцев. Мероприятие пройдёт 15 июля в Екатеринбурге, узнать подробности и записаться вы можете на сайте.