Программы
Автор: Ирина Ульянова
Управление компанией, в основании которого лежит ее стоимость, становится все более популярной философией менеджмента. И не только среди западного корпоративного бизнеса, деятельность которого оценивается механизмами эффективного рынка. К концепции стоимостного управления начинают обращаться и наиболее стратегически ориентированные отечественные предприниматели, работающие в принципиально иных условиях. В чем кроются причины?
Главная из них – конкуренция, которая постоянно усиливается. Растут требования потребителей к уровню функциональной полезности товаров и услуг. Команды менеджеров просто вынуждены искать более изощренные управленческие технологии, способные повысить эффективность бизнес-процессов, наращивать ключевые компетенции и увеличивать отрывы от конкурентов. Стремление к росту эффективности повышает общую деловую активность, ускоряет все бизнес-процессы. Возрастает роль интеллектуальных ресурсов как факторов успеха в конкурентной борьбе.
Давайте вспомним, что старт всем этим динамичным процессам дал собственник. Он собрал команду управленцев и предоставил ей свой капитал. Он – главное заинтересованное лицо, хотя часто – аутсайдер. Он должен быть уверен, что сохраняет контроль над ситуацией, что менеджеры действуют в его интересах, что его капитал растет в цене.
Разные стороны, заинтересованные в состоянии дел компании, задают разные вопросы. Растет ли эффективность бизнеса? Максимально ли удовлетворяются потребности клиентов? Выигрывает ли компания в конкурентной борьбе сегодня и каковы ее перспективы? Доволен ли собственник
Какой показатель использовать, чтобы получить ответы сразу на все вопросы?
Сегодня таким показателем-критерием признается стоимость компании. Если быть профессионально точным – экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA), если выражаться проще – экономическая прибыль.
EVA – результат эволюционного развития парадигмы определения интегрированных оценочных показателей эффективности бизнеса (простите за сложное предложение). На протяжении двадцатого века в качестве интегрированных оценочных показателей последовательно использовались:
20-е годы – формула Дюпона (Du Pont Model) и рентабельность инвестиций, ROI
70-е годы – прибыль на акцию, EPS, и кратное прибыли, P/E
80-е годы – отношение рыночной цены и балансовой стоимости акции, MV/BV, рентабельность чистых активов, RONA, и денежный поток, CF.
В 90-е годы стали использоваться экономическая добавленная стоимость, EVA, и рыночная добавленная стоимость, MVA.
EVA, как целевой показатель в концепции стоимостного управления, позволяет провести полноценный финансовый анализ и создать современную финансовую модель компании.
Один из вариантов расчета EVA:
EVA = (ROIC – WACC)*IC
IC – инвестированный капитал. Его величина не совпадает с балансовой стоимостью. Главное отличие – это «невидимый капитал» - ресурсы, которые фактически работают на успех компании, но не признаются в качестве активов по требованиям бухгалтерского учета. Инвестированный капитал в новой оценке ближе не к бухгалтерской, а к его рыночной стоимости.
ROIC – это рентабельность инвестированного капитала, рассчитанная на основе чистой операционной прибыли за минусом откорректированных налогов.
WACC – затраты на привлечение капитала. Они отражают способы и пропорции финансирования компании, требуют серьезного анализа финансового окружения. Самое главное, в этом показателе учитываются требования кредиторов и собственников на свои вложения. Эти требования своего рода барьерная ставка, минимальный уровень доходности, который компенсирует им инвестиционный риск, присущий бизнесу компании.
Если заработанная инвестированным капиталом доходность (ROIC) выше барьерной ставки (WACC), экономическая прибыль компании (EVA) положительна, и успех команды нагляден.
Использование экономической прибыли в качестве целевого показателя создает условия для грамотного стратегического управления. В совокупности с MVA и аналитическими матричными инструментами («рост/доля» Бостонской консалтинговой группы, «привлекательность/позиция» GE) она позволяет обосновать генеральную стратегию развития диверсифицированной компании на основе оптимального взаимодействия маркетинговой, производственной, коммерческой и финансовой функциональных стратегий. Использование карты сбалансированных показателей (BSC) позволяет придать всему управленческому процессу в компании четкий контур и расставить акценты.
Разверните EVA в систему показателей для разных уровней менеджеров – вот Вам и готовое «дерево управления». И это уже не дерево Дюпона с учетным мышлением и видением бизнеса. Это дерево EVA, оно требует стоимостного мышления, командной работы и иной корпоративной культуры. Добавьте некоторые подвижки в свои системы управленческого учета, бюджетирования и мотивации и Вы получите действенный механизм оперативного управления, работающий на достижение долгосрочных целей. Этот механизм позволит мониторить ключевые факторы стоимости, обеспечит систему «раннего предупреждения» негативных разрушительных процессов на разных этажах управления. Более того, он позволит топ-менеджменту делегировать часть своих полномочий и ответственности.
Подведем итоги. Что дает концепция стоимостного управления?
Во-первых, действенный механизм управления, который органично сочетает стратегию с тактикой, позволяет выявить ключевые компетенции, эффективно мотивирует персонал, балансирует разные интересы.
Во-вторых, корректную аналитическую модель компании, действующей в рыночной среде. Эта модель предусматривает упущенную выгоду как неявный компонент расходов, незаметный в бухгалтерском учете. Это уже финансовая модель, к тому же динамичная. Она предполагает системный подход, а значит и дополнительную информацию (не только о компании, но и о внешней среде).
Наконец, она предоставляет интегрированный оценочный показатель эффективности использования всех ресурсов компании. Вполне вероятно – не идеальный, но, безусловно, лучший на современном этапе развития бизнеса и экономической науки.
От редакции
Менеджмент и управление компанией изучают на курсах mini-MBA, MBA. Если хотите узнать подробнее о программах, дате старта и стоимости, оставьте заявку на сайте.