Программы
Редакция USIB
Когда CЛАДКОЕ – это CОЛЕНОЕ. Эффекты группового влияния
Люди склонны соглашаться с мнением большинства, даже если оно противоречит их личному мнению и интересам. Почему это происходит? Поговорим о групповых феноменах.
Я и другие
В 70-х годах в СССР был снят фильм «Я и другие». Это был социальный заказ Леонида Брежнева, который хотел показать американским антагонистам, что они — конформны, подвержены влиянию большинства, а вот советские люди — совсем другое дело. Они самостоятельны в своем мышлении и никогда не будут вестись на поводу у толпы. Но фильм показал как раз обратное.
Кандидат психологических наук Валерия Мухина провела 6 экспериментов, раскрывающих особенности поведения людей в группе. Результат: мнение окружающих важнее собственных мыслей и ощущений. Люди готовы назвать соленое сладким, черное — белым, а большое — маленьким.
На вопрос, были ли те, кто возмутился и сказал: «Вы не правы! Я же вижу, что пирамидка черная!», — Мухина решительно ответила «Нет». Ни один человек не усомнился, что мнение коллектива правильное. Даже если собственные глаза видели обратное.
«Верность коллективу» связывали с советской идеологией и пропагандой. Но когда в 2010-м году эксперимент повторили, результат оказался таким же. Мы все всё также внушаемы.
Почему люди подчиняются
Изменения поведения связаны с подчинением. Требуется всего несколько человек, чтобы обеспечить значительное давление на остальных членов группы. Факторы, повышающие подчинение: состояние неопределенности и двусмысленности ситуации, когда люди в себе до конца не уверены и надеются на правильность суждений остальных, а также на стереотипы. Очень часто мы стремимся сохранить наши прежние убеждения, даже если сталкиваемся с необходимостью их изменить.
В организации данные процессы приводят к амбивалентным результатам: сотрудники могут работать лучше, но подстраиваются под внутренние нормы и правила коллектива; решения, за итог которых несут ответственность все вместе порождают социальную леность и препятствуют личному развитию. Как следствие, в группах возникают социально-психологические явления, которые называют групповыми феноменами.
Ключевые групповые феномены:
Согласие и приспособленчество (конформизм) Человек добровольно отказывается от своей оценки и своего мнения в пользу мнения группы, которое навязывается лидером, руководителем или большинством. Конформиста характеризуют слабоволие и неавтономность.
Солидарность. Подчинение, основанное на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какое-либо действие.
Сопричастность. Проявляется, когда люди исполняют просьбы или приказы других, потому что они соответствуют их собственным взглядам и оценкам.
Подражание. Добровольное следование групповым нормам, стереотипам группового поведения, внешним атрибутам принадлежности к группе.
Групповое давление. Группа оказывает психическое или физическое воздействие на человека, который выбивается из общих рамок. Это может быть саботаж, «косые взгляды», применение силы и любые другие методы.
Следует отметить, что групповые феномены действуют на всех одинаково. Они не зависят от направления деятельности компании, от статуса и образования людей, которые в ней работают. Потому в производственном процессе требуют особого внимания руководителя. Что можно сделать, чтобы вывести сотрудника из подчинения группе? Ставить ему индивидуальные задачи, интересоваться личным мнением, а также запастись терпением. Потому что вывести быстро – не получится.
От редакции
В статье использовано фото с сайта freepik.
Работу с персоналом и психологию группы углубленно изучают на курсах MBA и MBA «Бизнес-психология». Если хотите узнать подробнее о программе, оставьте заявку на сайте.