Заказать звонок

22 марта 2024

Есть желание, есть идея – значит делай!

Есть желание, есть идея – значит делай!

Анастасия Байтулина и её сестра близнец Софья - основатели «Smile Time». Компания занимается организацией экспресс фотосессий уже 7 лет и присутствует в 60! городах России.

Анастасия сейчас учится в USIB на программе mini-MBA: Управление компанией. Мы задали ей несколько вопросов о предпринимательском пути, который она проходит вместе с сестрой.

- Анастасия, расскажите, как вы решили заниматься именно организацией фотосессий?

- Все знают, что фотографы устраивают фотодни. Это не наша идея, не мы её придумали, но мы успешно «упаковали».

А пришли мы к этой идее просто. Я приехала в гости к сестре в Краснодар, и мы решили сходить на быструю фотосессию, но таких и не оказалось семь лет назад в Краснодаре. Хотя в Екатеринбурге и Москве уже точно были. Не сказать, чтобы это направление тогда процветало, только начиналось.

И так совпало, что моя сестра уходила из бизнеса, мы были мамами в декрете, энергии, тьма, хочется себя применить, не тратить время в декрете. В общем есть желание, есть идея – значит делай!

- Как вы начинали?

- Мы буквально за один день нашли фотографа в «мамском» приложении. Фотограф тоже мамочка оказалась) Как сейчас помню, вот мы втроём пришли с годовалыми детьми в торговый центр на первую встречу. Обговорили с фотографом, что требуется, уже через неделю нашёлся первый клиент. Фотограф отлично поработала, мы получили хороший результат, как организаторы. Сразу же сделали рекламу рублей за 200 в паблике каком-то. И у нас на съёмку записалось человек двадцать. Мы поняли, что такая услуга интересна.
 
- 7 лет назад выгодно было ваше новое начинание?

- Тогда нас привлекло не то, что в этом можно много заработать. Мы вдохновились именно тем, что людям это нужно. Мы почувствовали себя нужными. Тем более, я уже год сидела в декрете. В совокупности эти два фактора и повлияли на то, что мы стали развивать идею дальше.

- Как происходил процесс налаживания дела?

- Первое время все записывали в блокноте) Благо, моя сестра уже имела опыт ведения бизнеса. До нашего совместного проекта она покупала франшизу и прошла хорошее обучение. Её натренировали и по выстраиванию бизнес-процессов и по продажам тоже. Так что основная организационная часть была на моей сестре. 

Естественно, поначалу мы «прощупывали» и так попробовали, и по-другому. Например, разные вариации текстов для напоминаний клиентам или варианты подписей к фото. Даже то, как составить сообщение клиенту с запросом на отзыв, чтобы он отреагировал на такую просьбу положительно – это всё было организовано моей сестрой.

- Как же вы стали сетью с большим количеством франчайзи?

- Уже через год/полтора у нас пошли франчайзи. Мы понимали, что «со своей коленки» передать наработки мы не сможем. Поэтому составили методички. За неделю продуктивной работы над ними во время отпуска мы не только прописали все инструкции, что и как писать клиенту, но и описали все процессы, так чтобы это было наглядно. Все оформили, открываешь и смотришь, вплоть до отработки возражений.

Мы прекрасно понимали, что у нас внутри такие же мамочки в декрете. Некоторые до этого не сталкивались ни с продажами, ни с какими-то бизнес-процессами. Они ранее просто были наемными работниками. Поэтому нужно было рассказать, как это делать, чтобы у них покупали.

Успех всего проекта очень сильно зависит от запуска.

- Если в начале команда подбирается не очень, то и проект не взлетит, например, если на первой съёмке фотограф плохо отснял.

В Краснодаре, где мы начинали, залогом успеха оказалась отличная работа фотографа на первой съёмке. Она хорошо отсняла 20 человек. Первые клиенты рассказали другим и дальше понеслось.

А в Екатеринбурге я столкнулась с тем, что у фотографа обработка кадров была некачественная. И в тот момент мы с сестрой поняли, что нам нужен главный фотограф, который бы отслеживал качество. Т.к. ни я, ни сестра особо в мастерстве фотографии не разбираемся, никаких курсов или специализированного образования у нас нет.
 Мы назначили куратором над всеми фотографами ту самую девушку, с которой успешно запустили проект в Краснодаре. И все новые фотографы проходили через неё.

- Расскажите, Анастасия, какие моменты были для Вас сложными?

- Первый год хотелось каждый месяц закрыть проект. Потому что маленькие дети, прибыли было не так много, как хотелось. В целом-то доход был нормальный, но очень много времени уходило на работу. Ты постоянно на связи с клиентами, ты и маркетолог, и продажник, все-все-все делаешь ты. Первый год – это было сложно, а потом все начинаешь делать на автомате. Со второго года я уже часть делегировала. Стало понятно, например, что руководителю нужен администратор или менеджер по записи, когда клиентов становится много.

При этом, когда руки опускались, всегда был такой момент, что люди записываются и записываются, им это нужно. И ты такой: «ты же не можешь подвести людей и сказать, что все отменяется». К тому же у нас график всегда составлялся на месяц вперёд, в январе мы составляем на февраль. И ты в конце января, - «ну блин, устала, ещё что-то», - а у тебя уже запись на февраль. Ты как-бы не можешь сдать назад.

- Что давало силы продолжать, двигаться дальше?

- Это просто наше детище было. Мы могли и за бесплатно это всё делать, потому что мы чувствовали, что в этом что-то есть. Мысль, которая давала силы – ответственность, это большая ответственность. И она становилась больше с открытием новых городов. Когда мы открыли одну, вторую, третью франшизу, мы уже поняли, что ответственны за них всех.

Конечно же, когда мы новеньких девочек берём, мы всегда им говорим про ответственность. И сразу же видно, готов на себя человек взять эту ответственность или нет, вообще знает ли он, что такое ответственность.

- А как вы выбирали тех, кто станет вашими франчайзи?

- У нас очень много было запросов на франшизу. И в 95% случаев мы отказывали. Например, звонит муж и говорит: «я хочу своей жене купить бизнес».
А жена хочет работать? Ну купит он ей бизнес, а у неё этого желания нет, и что она со всем этим будет делать?

Поэтому мы подбирали девочек, которые именно этого хотели. Некоторые даже не с первого раза стали с нами работать, звонили, доставали.. (Улыбается)
Или ситуация, когда мы уже отправляли условия, а девушка говорит: «я посоветуюсь с мужем». – Тут тоже нет. Человек на себя ответственность не берёт, она идёт советоваться с мужем. Мы когда бизнес открывали, мы вообще не советовались ни с кем. Мы хотели – мы делали.

- При таком отборе желающих стать вашими франчайзи, сколько % работает сейчас?

- Примерно 95% работают. 5% - те, кто закрываются в первый год.

- Получается, что у Вас с сестрой успешная бизнес-модель, 7 лет на рынке фотоуслуг. Крупнейшая для данной сферы сеть франчайзи, присутствуете в 60 городах России. Можно смело назвать вас состоявшимися предпринимателями. Зачем бизнес-образование? Зачем на mini-MBA пошли?

- Мне лично и не хватало базы. Сестра разбирается очень хорошо в бизнес-процессах. Потому что её, грубо говоря «надрессировали» на той франшизе, которую она сама покупала. Там было очень много обучения, причём хорошего. А я работала стюардессой, и умею пользоваться огнетушителем (смеётся)

Несмотря на то, что сестра многому научила, это две большие разницы, когда тебя учит близкий человек, или преподаватели с огромным опытом и умением объяснять доходчиво.

Даже сестра у меня идёт на обучение осенью сюда. Когда я с ней делюсь тем, что было на занятиях, она мне отвечает: «я же тебе говорила». А в USIB мне преподаватели преподнесли так, что я поняла. Мы все ситуации разбираем на реальных примерах, так становится намного понятней.

- Вы пригласили в свою компанию группу МВА для прохождения практического модуля по маркетингу. Вы выступили в роли «заказчика». Какую задачу перед студентами USIB поставили, какой результат получили?

- Мы обозначили цель – увеличить прибыль в 2 раза. А группа сказала, что можно и в 3. Дали инструменты, которые мы будем применять. Ребята нам «подсветили» то, на что мы вообще не обращали раньше внимания. Подсказали как увеличить прибыль не только компании, а в том числе и нашу личную прибыль. Конечно, были и идеи, которые мы сами уже пробовали. Группа МВА - большие молодцы, мы очень благодарны за их работу и подход.

- Были ли ожидания, представления, как пройдут у вас практику студенты МВА?

- Был страх, что сейчас придут и скажут, что мы что-то не так делаем и т.п. А на самом деле те, кто учится на МВА, были на нашей стороне. Очень активно задавали вопросы:

Раз – вопрос, два – вопрос;
А потом: «А что у вас так мало денег? Почему вы благотворительностью занимаетесь?» (смех)

Они действительно были заинтересованы в том, чтобы мы, как собственники, зарабатывали больше. Ещё и красиво оформили все рекомендации в презентацию.

Сначала было боязно, а на самом деле они оказались такие же предприниматели, как и мы. И благодаря их вопросам мы задумались, что у нас не совсем корректно работает. Подсветили, где наши деньги есть, и что нужно делать, чтобы их взять. Хочешь делай, хочешь – сиди дальше в лайтовом режиме.

- Не страшно было рассказать всю «внутрянку»?

- Нет, абсолютно. Эта идея у нас в открытом доступе, но за 7 лет никто не смог повторить. Есть много экспресс фотосессий в столице Урала - около 30 компаний. Но такой большой сети, что работает в 60 городах – нам не известна. И мы уже бренд, те кто в Екатеринбурге ходил к нам и потом приехал на выходные, например в Тюмень, спрашивают: «а «Smile Time» там тоже есть?». Мы уже на слуху.

- Какие ваши личные впечатления от обучения на mini-MBA?

- Я думала, что на обучении будет немножко попроще. После модулей голова, конечно, взрывается. Каждый раз думаешь, вот я сейчас в понедельник напишу стратегию, или распишу «гигиену», или КФУ. И после субботы с воскресеньем, после занятий, уже в понедельник ты понимаешь, что у тебя даже в голове ещё не уложилось.

Поэтому для написания выпускной работы на программе я выбрала для себя такую тактику: я прохожу все модули и только потом сажусь писать итоговый проект. Конечно, на каких-то модулях в группе мы разбирали мой бизнес и это нужно собрать воедино. Но и работы для меня ещё много осталось)

Финансы, кстати, тоже для меня были открытием. Ни о какой точке безубыточности, когда мы начинали, и не думали. Но при этом, если бы 7 лет назад я все бы это знала, побыстрее процессы шли.

Поэтому сейчас нет желания открывать больше городов, а хочется попробовать новые инструменты. Ну и только потом можно снова открываться в новых городах.