Важнейшие тренды, тенденции и стратегии современного бизнеса


  • 28 сентября 2017

«Ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость». Есть ли смысл сомневаться в словах «великого комбинатора» информации Била Гейтса?

Согласно исследованиям, к 2025 году информация станет самым дорогим продуктом на планете, соответственно, способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть единственным, заслуживающим поддержки, конкурентным преимуществом.

Именно с этим связаны три основных тренда современного бизнеса, сочетание которых в одной компании, как показывает опыт, гарантированно приведет к высоким результатам.

Вот эти тренды:

  1. 1.   Плоские организации
  2. 2.   Научающиеся организации
  3. 3.   Тотальное качество

Эти тренды будут ведущими на ближайшие 20 лет, а дальнейшее развитие бизнеса будет отталкиваться уже от них.


1 тренд - Перспективная плоскость (плоские организации)

Компании все больше становятся плоскими.

Информационные технологии глобально и навсегда изменили наш мир.

Электронная почта, электронный обмен данными и нейронные сети, не только помогают предприятиям выполнять ра­боту быстрее и эффективнее, но приводят также к сокращению штата, переходу к бо­лее плоским организационным структурам, безбумажной революции и электронной имитации функций человеческого мозга при принятии решений, стремительно увеличивают   скорость обмена информацией, делают ее глобально доступной.

Эти изменения создают совершенно новую среду для ведения бизнеса.

Сегодня лучшие спринтеры — «плоские» организации, которым удалось сломать отжившие свой век старые иерархические структуры.

Отличия плоских организаций:

  1. В компаниях плоского типа количество уровней управления сокращено до минимума.
  2. Сотрудники наделены свободой и большим спектром полномочий.
  3. Географически эта компания «разбросана» по миру. При этом «мозг» компании может находиться, например, в Европе, а управлять ситуацией и бизнес-процессами на территории всего мира.
  4. Это становится возможным благодаря эффективным информационным (вплоть до нейронных сетей), логистическим и производственным механизмам.
  5. Решения принимаются быстрее, потенциал сотрудников максимально раскрывается, они могут работать сразу на 3-4 компании, участвовать в разных проектах, не привязаны к рабочему месту и сама компания становится более конкурентоспособной.
  6.  Главным преимуществом плоской оргструктуры является способность к оперативному реагированию на любые возможности и задачи, которые ставит перед компанией рынок.

2 тренд – Научающиеся организации (не обучающиеся, а научающиеся)

Организации, способные постоянно развиваться, меняться.

Современное понимание термина «научающаяся организация» восхо­дит к работам Криса Арджириса и его коллег, которые установили различие между обу­чением первого порядка, или «одинарной петлей», и обучением второго порядка, или «двойной петлей». Различия между этими двумя видами обучения применительно к организациям можно свести к следующему.

  1. 1.  Обучение по «одинарной петле» приводит к повышению способности организа­ции достигать известных целей. Оно связано с рутинным и поведенческим науче­нием. В рамках «одинарной петли» организации научаются без существенных из­менений своих базовых устоев.
  2. 2.  Обучение по «двойной петле» приводит к переоценке организационных целей, ценностей и убеждений. Этот тип научения включает изменение корпоративной культуры. «Двойная петля» включает научение организации и тому, как учиться.

Эволюцию подхода к освоению знаний можно обозначить 4-мя этапами.

  • Знающие организации
  • Понимающие организации
  • Думающие
  • Научающиеся

 Научающиеся организации характеризуются такими культурными ценностями, ори­ентированными на человека:

1) каждый может быть источником полезных идей, так что персоналу должен быть открыт доступ к необходимой для него информа­ции;

2) люди, стоящие ближе всего к проблемам, обычно располагают лучшими идеями относительно их разрешения, поэтому система наделения работников полномочиями должна пронизывать всю организационную структуру;

3) научение в организационной иерархии происходит как сверху вниз, так и снизу вверх, и может приносить пользу как менеджменту, так и простым работникам;

4) новые идеи очень важны, поэтому их вы­движение должно стимулироваться и вознаграждаться;

5) ошибки должны рассматри­ваться как возможности научения.

Последний пункт, касающийся научения через не­удачи, является особенно важной ценностной ориентацией в корпоративной культуре научающихся организаций.

Реализации на практике процесса научения в организациях состоит

1. В развитии у менеджеров системного мышления, что подразумевает способность видеть связь между проблемами, событиями и данными в целом, а не воспринимать их как на­бор разрозненных элементов.

2. Научающиеся организации учат своих работников иденти­фицировать источники конфликтов, которые могут возникать между ними и другими со­трудниками, отделами и подразделениями, а также искусно и быстро вести переговоры и добиваться эффективных компромиссов.

3. Кроме того, менеджеры должны учиться вдох­новлять своих подчиненных на переориентацию в приложении своих усилий, на перенос внимания с межличностных столкновений и политических интриг на существо разно­гласий.

4. Еще одна особенность научающихся организаций - развитие креативности персо­нала.

Креативность — это способность вырабатывать уникальные подходы к разреше­нию проблем и принятию решений.

В генеративных научающихся организациях креа­тивность является наиболее востребованным навыком или качеством.

Два критичес­ких параметра креативности, которые поддерживают и содействуют ее развитию — это индивидуальная гибкость и желание рисковать.

В результате многие научающиеся ор­ганизации в настоящее время учат своих работников тому, как критически пересматри­вать привычные приемы работы и изменять свое поведение, ограничивающее мышле­ние.

В то время как традиционные организации концентрируются на новых способах при­менения старого мышления, научающиеся организации фокусируют внимание на помо­щи работникам в отказе от привычных схем работы и выработке мышления, выходящего за рамки обыденности.

5.  Развитие ощущения личной эффективности, которое дости­гается через осознание личностных и организационных ценностей и упреждающего подхода к разрешению проблем.

6. Еще одна характерная черта научающейся организации — это привитие работни­кам чувства эмпатии и внимания друг к другу.

Персонал учат смотреть на межличност­ные отношения в долгосрочной перспективе. Когда менеджеры или подразделения всту­пают в конфликт, это может привести к нескончаемым проблемам. Научающиеся орга­низации учат персонал быстро восстанавливать отношения посредством обсуждения источников взаимного недопонимания, отказа от взаимных упреков, совместного раз­решения проблем и поддержания уверенности в противоположной стороне и доверия по отношению к ней. Этот опережающий подход, основанный на эмпатии, гарантиру­ет, что люди будут работать сообща над решением проблем организации

7. Работников генеративной научающейся орга­низации учат тому, как анализировать последствия принимаемых ими решений и как из­менять собственное поведение в случае необходимости.

Как любой живой организм, организация должна стать обучающейся и адаптирующейся, способной приспосабливаться к постоянно меняющейся бизнес-среде в условиях глобального мира.

Генеративное научение, характеризующееся установкой на непрерывное экспериментирование и обратную связь, должно непосредственно влиять на то, как пер­сонал определяет и разрешает проблемы.

Научающиеся организации идут дальше простой адап­тации к изменениям и стремятся предвидеть эти изменения и использовать их для самообучения.

Для самообучающихся компаний ориентация на непрерывное развитие должна стать жизненной стратегией.

А руководители здесь выступают, скорее, в роли исследователей и конструкторов, подобно легендарному Королеву, поощряющему в сотрудниках генерацию новых идей и эффективный обмен информацией.

Тогда команда хорошо понимает, как функционирует компания, создает коллективные ценности и совместными усилиями работает для достижения общих целей.

3 тренд – Тотальное качество, развитие сферы услуг

Комплексное управление качеством представляет следующее направление развития.

Это целостная философия, ориентированная на обеспечение клиентов товарами и ус­лугами наивысшего качества, однако она предусматривает еще и использование весьма популярных сегодня методик, таких, как реинжиниринг, метод сравнения и наделение работников полномочиями.

Реинжиниринг состоит в радикальной перестройке про­цессов ведения бизнеса для достижения кардинальных улучшений в решающих облас­тях деятельности.

Метод сравнения заключается в сопоставлении приемов работы ком­пании и предоставлении ею услуг с другими подразделениями и организациями для определения тех изменений, которые дадут результаты высшего качества.

Наделение полномочиями состоит в предоставлении права принимать решения в сфере осуществ­ляемых кем-либо операций и использовать необходимые ресурсы для осуществления действий при выполнении четырех основных условий: вовлечение работников, внедре­ние инноваций, доступ к информации и ответственность.

 «Мы в Sony всегда  были фанатами качества». Этот принцип Акио Морита стал победным для Sony и сегодня является решающим фактором выбора потребителей.

Высшей целью для компаний становится предоставление исключительного качества продукта, предложение превосходного уровня обслуживания клиентов.

Для многих компаний повышение качества продукта и сервиса становится все более эффективным инструментом увеличения объема продаж и прибыли.

Кто встанет у руля бизнеса?

Смена отраслей, из которых выходят управленцы, возглавляющие бизнес в разные времена, напоминает синусоиду.

В начале ХХ века на заре зарождения бизнеса руководителями становились те, кто владел производством, такие как Генри Форд.

С середины прошлого столетия бизнесом, а, следовательно, и миром завладели финансисты.

В настоящее время балом правит эра управленцев - маркетологов, ведь борьба за рынок происходит в умах потребителей.

Будущее бизнеса – за руководителями, специализирующимися в области управления персоналом: психологами, коучами, HR-специалистами, обладающими системой знаний и опытом в развитии человеческого потенциала. Именно люди являются сегодня самым ценным капиталом любого предприятия, и именно они способны создавать конкурентные преимущества бизнеса.

Исходя из этого можно сказать какие ключевые компетенции, знания и навыки сегодня востребованы у руководителей.

1. Смелость

2. Целостность в подходе к развитию бизнеса. Способность видеть все и в совокупности, многофункциональность. Бороться не со следствиями, а менять причины.

3. Способность разбивать большие и глобальные задачи на маленькие, обладать передаваемой точкой зрения.

4. Говорить с персоналом на одном языке (т.е. находить к каждому человеку свой подход), обучать, организовывать обучение

5. Обладать последовательностью в принципах наделения сотрудников полномочиями.

6. Создавать организационную культуру. Культуру дисциплины. Культуру стремления к новизне к творчеству, культуру развития и постоянного обучения.

 

Резюме

3 тренда, которые определяют развитие бизнеса на ближайшие 20 лет –

Плоские организации

Научающиеся организации

Организации высокого качества

comments powered by HyperComments