Многогранный язык финансов.


  • 21 декабря 2016

Если Вы не управляете финансами, финансы управляют Вами. Знание и владение множеством управленческих инструментов не освобождает современного руководителя от умения разбираться в одном из самых ключевых вопросов ведения бизнеса. Чтобы компания безупречно функционировала и регулярно приносила прибыль нужно управлять ее рентабельностью, оборачиваемостью и платежеспособностью, уделять внимание оптимизации налогов, сокращая издержки, принимать разумные решения, касающиеся инвестиций, идти к процветанию компании, создавая реальную экономическую стоимость для акционеров.

Монолог олигарха о желающих стать руководителем проекта:
- Они все знают, как продавать.
- Еще лучше знают, как рекламировать.
- Через одного стратегически мыслят.
- Говорят, что могут управлять командой.
- Но никто из них толком не понимает, как посчитать, сколько и когда они заработают на проекте. Не говоря уж о том, эффективны ли инвестиции.

Да, - соглашаюсь, - они не отличают прибыль от денежного потока, а им надо понимать, что такое прибыль и cash-flow; им не только не повредит, а будет весьма полезным представление о налогах, оценке эффективности инвестиций и бизнеса, организации внешнего финансирования и других не менее важных финансовых инструментах.

Возможно, Вы в своем бизнесе не специализируетесь в области финансов и не планируете делать этого. Почему же все-таки полезно и важно знать и понимать современные корпоративные финансы? На это есть, как минимум, две причины.

Во-первых, Вам будут необходимы знания предмета для того, чтобы принимать множество личных управленческих решений. К примеру, относительно выбора, куда вкладывать собственные накопления. Во-вторых, фактически все важные решения в бизнесе имеют финансовые последствия, поэтому они обычно принимаются командами, в состав которых входят специалисты финансового профиля.

Следовательно, если Вы хотите преуспеть в бизнесе, то должны быть не только компетентны в своей собственной предметной области, но и способны общаться на языке финансов, а также понимать основные принципы их функционирования. Будучи главой компании, Вы должны уметь правильно формулировать задачи своему финансисту и знать, что от него требуется для эффективного функционирования и развития компании.

Поскольку финансовые последствия возникают фактически при любых реше­ниях в бизнесе, руководители подразделений компании должны разбираться в финансовых вопросах в достаточной степени, чтобы:
- учитывать финансовые последствия своих собственных решений
- и финансовые условия их проведения в жизнь.

Поэтому финансовые вопросы являются ключевыми для любого специалиста независимо от того, в ка­кой области он специализируется.

Байки о финансовой грамотности

Байка первая. Автозавод. Лежит на боку. Надо выводить из кризиса. Для этого имеется план. В первый месяц намечено производство 50 автомобилей. Нужен металл для кабин, капотов, крыльев. Поставщик металл грузит только вагонами – три, как минимум. Однако удается привезти металл ровнехонько на 50 авто.
Середина месяца. Бюджетное совещание.
- Необходимо срочно докупить металл, - берет слово начальник цеха.
- Как же это? Ведь приобрели ровно на выпуск.
- Так изготовили 100 правых крыльев, а на левые не хватило.
- ???
- Так штамп менять долго, вот и штамповали правые.

Байка вторая. Завод по производству резинотехнических изделий. Лежит на боку. Надо выводить из кризиса. Имеется план для этого. Для намеченной производственной программы на технологию требуется 1 кг мела в неделю.
Бюджетное совещание.
- Готовлю сделку года, - берет слово директор по снабжению.
- Что ж за сделка такая?
- Покупаем вагон мела.
- Это ж куда столько? На сто лет вперед? Обоснуй.
- Так скидка 5%!

Здесь, пожалуй, уместно привести две цитаты легендарных предпринимателей.
«Если вы используете расчёты, то не обязательно достигнете вершин, но зато не погрузитесь в безумие», - Уоррен Баффетт, крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Это об очевидной пользе финансовых расчетов в целом.

«Вам предстоит долгий путь в бизнесе, если вы научитесь оценивать цифры почти так же быстро и проницательно, как хороший знаток характеров распознает своих собеседников», - Генри Детердинг, «Наполеон Нефти», основатель компании Royal Dutch/Shell. Это о грамотной интерпретации результатов финансовых расчетов.

Далее целесообразно обозначить ряд прикладных финансовых областей, о которых современному предпринимателю желательно иметь представление.

Бюджетирование и финансовая отчетность

Это отправная точка в управлении корпоративными финансами. Здесь, как минимум, желательно понимать принципы составления бюджетов и знать задачи, которые они призваны решать. Иногда задашь руководителю вопрос: «Как бизнес?» И услышишь в ответ: «В общем, все хорошо. Только вот насколько?».

Если Вы не имеете бюджетов, Вы, похоже, управляете финансами по принципу «кто первый со счетом на оплату проник, тому и…». В этом случае Вы не найдете достоверного ответа на вопрос: какова прибыль компании и рентабельность? В какой-то момент Вы не ответите: а заплатит ли завтра компания по долгам? Вы не продемонстрируете, чем обладает компания, каковы ее перспективы, и будете гадать, какова ее нынешняя стоимость.

Элементарно. Ответ на вопрос – какова прибыль? – находится в результирующем показателе бюджета доходов и расходов (затем эта прибыль перекочевывает в баланс). Используя этот бюджет, без особых усилий определите и рентабельность. Ответ на вопросы – есть ли деньги для оплаты долгов, или, что значительно интереснее, имеются ли свободные средства для новых проектов? – лежит в результирующем показателе бюджета движения денежных средств. А для демонстрации того, чем обладает компания, используйте баланс. О перспективах же компании и о ее стоимости судят по совокупности бюджетов.

Налоги

«Народ никогда не отказывался платить разумные налоги: разумные в их использовании и разумные по величине бремени», - французский министр финансов (1792). Вопрос о справедливости налогообложения стар, как сам мир. Оптимизацией налогов занимаются во всем мире. Правительства многих стран борются с этим, но «разумность» налогов заставляет предпринимателей искать пути их снижения. Давно не встречал того, кто бы не старался сэкономить в этой области издержек. Многие этим излишне увлекаются, не обращая внимания на более весомые сферы издержек и не принимая во внимания налоговые риски.

Иногда приходится слышать от руководителей бизнеса: «Уменьшить налоги? Поставлю задачу бухгалтеру или финансисту». Подобный подход не импонирует. По причине отсутствия у руководителя базовых знаний в налогообложении задача, им поставленная, может оказаться попросту невыполнимой, либо экономия будет мизерной, либо он увидит схему, которая заведомо чревата негативными последствиями.

Более того, свою задачу бухгалтерия, как правило, видит в своевременной подготовке и сдаче отчетности. При этом нередко бухгалтерия считает какую-либо оптимизацию налогов излишней, поскольку она несет в себе дополнительные риски компании, возможны прения и конфликты с налоговыми органами, а это дополнительный объем работы и ответственность бухгалтерии. Большинство финансистов же (впрочем, как и бухгалтеров) не обладают должными знаниями в области налогообложения. Хотя им бы надо стремиться к получению таких знаний и внедрению наработок в практике.

Стабильное функционирование и развитие компании существенно зависит от выбора ею сценария своих взаимоотношений с государством в сфере налогообложения, поскольку налоги составляют существенную часть затрат. Законная оптимизация налоговых обязательств позволяет сократить издержки компании и, тем самым, увеличить прибыли.

Инвестиции. Инвестиционный менеджмент

Одна из задач любого бизнеса – вкладывать деньги в проекты, которые увеличивают прибыль, получаемую владельцами бизнеса. Задача руководства компании – заработать прибыль, принимая разумные решения, касающиеся инвестиций и их финансирования.

И руководителям бизнеса, и их финансистам следует понимать, что у денег есть временная стоимость, а также представлять себе концепцию приведенной (текущей) стоимости, применяе­мую при анализе инвестиционных проектов. Руководителям бизнеса полезно иметь представление о методах оценки инвестиций, а финансистам необходимо владеть этими инструментами. И тем, и другим следует правильно интерпретировать полученные по итогам оценки значения.

Иногда встречаешь в публикациях:
 Каков срок окупаемости проекта? – задает вопрос журналист.
 Даже предварительно не считали, – отвечает предприниматель.

С точки зрения финансов и эффективности вложений, при всем уважении к предпринимателям, подобный подход к инвестициям не очень импонирует. На практике, пожалуй, надо взвешенно подходить к инвестиционным решениям. Нужен профессиональный опыт и «нюх» для выработки идеи, концепции инвестиционного проекта. И необходимы расчеты, дающие представление об эффективности вложений. Не говоря уже о том, что инвестиционная оценка нужна, когда находишься перед выбором, в какой из предложенных проектов вложиться.

Управление стоимостью бизнеса

Пожалуй, это вершина корпоративных финансов. Большинство владельцев и менеджеров год за годом управляют компаниями, даже не представляя:
• Сколько стоит компания?
• Какие факторы более всего влияют на стоимость компании?
• Какова реальная прибыль на инвестиции и норма доходности у владельцев?
• Не лучше ли владельцам продать компанию, и если да, то когда и как?

Если акции обращаются на фондовом рынке, то котировку акции можно перевести в стоимость компании. Другое дело, если компания непубличная. Владельцам важно иметь понимание, а финансистам нужно уметь точно измерять (методы оценки) и успешно наращивать стоимость бизнеса (факторы стоимости, такие как рентабельность инвестированного капитала, темп роста, оборачиваемость).

Эти инструменты владельцы и менеджеры могут применять в практике на постоянной основе, если во главу угла в бизнесе ставится увеличение его стоимости. «Компании процветают, когда создают реальную экономическую стоимость для своих акционеров, и компании создают стоимость, когда вкладывают капитал с доходностью, превышающей затраты на его привлечение», - Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Муррин.

Сегодня все большее влияние на экономику компании оказывают внешние факторы бизнес-среды: неопределенность экономического развития во всем мире, неустойчивость валютных курсов, резкое усиление конкурен­ции, значительное ускорение научно-технического прогресса, инфляция, ко­лебания процентных ставок, изменения в налоговом законо­дательстве.

Все эти факторы надо учитывать при решении конкретных финансовых вопросов. В результате стратегическая роль финансов, как никогда ранее, приобретает жизненно важ­ное значение для развития компании. Финансист сегодня должен «играть» в команде в общем стремлении к приумножению стоимости компании, а команде полезно, как минимум, понимать язык финансов и принципы их функционирования.

comments powered by HyperComments