БАНК ИЛИ ПРОПАЛ


  • 30 июня 2016

Очевидно, что без банковского обслуживания предпринимательская деятельность на сегодняшний день невозможна, в принципе. Организации и индивидуальные предприниматели просто вынуждены обращаться в банки и осуществлять денежные расчеты при их непосредственном участии. А поскольку правила игры для всех участников рынка устанавливает государство, крайне заинтересованное в систематизации и открытости финансовых операций налогоплательщиков, то и банковская сфера потихоньку превратилась в дополнительный инструмент налогового контроля. С одной стороны, нас мониторят через налоговую отчетность (одна декларация по НДС чего стоит), а с другой – понуждают к максимальной прозрачности финансовой жизни. И если раньше превращение безналичных денег в наличные и большинство безналичных платежей происходило без особых проблем, то сегодня редкий бухгалтер не сталкивался с необходимостью предоставлять банку дополнительные пояснения по существу совершаемых операций.

При этом никаких властных полномочий у банка в отношении клиента нет, и если вы не хотите сообщать лишние, на ваш взгляд, сведения, то можете этого и не делать. Правда, последствием будет отказ в обслуживании, вплоть до блокировки счета. Ситуации, когда задержка в расчетах с контрагентом происходят по вине банка, который не исполняет ваше платежное поручение, уже не редкость. Дело в том, что сегодня банку выгоднее лишиться части клиентов, чем лицензии, что и вынуждает банкиров перестраховываться и проявлять, подчас излишнюю бдительность. Недавняя волна отозванных лицензий только подтверждает решительность Центрального банка поддерживать «чистоту рядов» с применением крайних мер.

Нормативным основанием для истребования у клиентов сведений о бенефициарах компаний, пояснений по характеру платежей и иной информации является федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – ФЗ №115). Как и большинство законодательных актов, данный документ содержит весьма общие признаки подозрительных операций. Кроме того, перечень этих «подозрительных операций» открытый.

Некоторую ясность вносят указания Центрального банка, который в письме от 31.12.2014 г. №236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» сформулировал признаки транзитных, то есть заведомо проблемных, операций. В частности, к таким признакам относятся:

  • • зачисление на счет клиента денежных средств от большого количества контрагентов;
    • • списание денежных средств производится в срок, не превышающих двух дней со дня зачисления (именно на основании данного пункта письма ЦБ РФ банки требуют, чтобы ваши деньги «вылежались» на счету сутки-двое перед дальнейшими транзакциями);
  • • минимальная налоговая нагрузка и пр.

В апреле 2016 года Центробанк письмом №10-МР дополнил методические рекомендации «О повышении внимания ...» положениями, устанавливающими особые правила контроля за внезапно ожившими счетами клиентов. Когда вы вдруг соберетесь вести деятельность через один из когда-то открытых, но не использовавшихся счетов, то будьте готовы предоставить банку объяснения такой внезапной активности. И если эти пояснения недостаточно правдоподобны, а, тем более, если руководитель отказывается их предоставлять и при этом не обеспечивает личную явку в банк, то кредитным организациям рекомендовано отказывать подобным клиентам в обслуживании на вполне законном основании п. 11 ст. 7 ФЗ №115.

Итак, даже беглый обзор механизмов банковского контроля позволяет сделать вывод: система надзора за финансовой жизнью предпринимателя все больше усложняется и регламентируется. А ведь мы не затронули и половины аспектов взаимодействия банков с Центробанком, не говоря уж о Росфинмониторинге и порядке межведомственного сотрудничества банков с налоговыми органами. Последним, кстати, весьма выгодно сложившееся положение. Все не попавшие под пристальное внимание фискальных служб налогоплательщики будут дополнительно проверены банками, чьи требования удовлетворить иногда сложнее, чем налоговые.

Что же делать предпринимателю, оказавшемуся под двойным присмотром?
Во-первых,
учитывать новые вводные при построении своего бизнеса. Внешняя среда становится жестче, но, как говорится, ванну надо принимать такой, какая она есть. Повлиять на внешние условия практически невозможно, но подстроиться под них гораздо реальней, чем кажется на первый взгляд. Здесь на помощь придет понимание механизмов контроля, базовых показателей и зон заведомого риска.

Во-вторых, пересмотрите свою финансовую схему на предмет нуждаемости в наличных денежных средствах. Насколько эта потребность обоснована и стоит ли ради ее удовлетворения ставить под угрозу существование бизнеса в целом? Приходится признать, что времена бесконтрольного «обнала» ушли в прошлое и надеяться на бесперебойные поставки наличности извне через так называемые «сервисные структуры», по меньшей мере, недальновидно.

И в-третьих, тщательнее выбирайте банк. Как любая коммерческая организация, банк заинтересован, прежде всего, в получении прибыли, но при соблюдении формальных требований контролирующих структур. При этом какие-то кредитные организации относятся к своим обязанностям по контролю деятельности клиентов чуть сдержаннее, какие-то, наоборот, проявляют излишнее рвение. Благо, банков в нашей стране пока еще достаточно и можно выбрать тот, который предложит подходящие именно вам условия обслуживания.

Программы: Корпоративное право, Мастер управления финансами

 

comments powered by HyperComments